Ольга Алексеевна Писарева
Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года- до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить запас слов, научить произносить все звуки.
Публикация «Музыка в коррекции нарушений звукопроизношения у детей» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Использование музыки на логопедических занятиях способствует развитию слуховых функций речевой функциональной системы, памяти, внимания, творческих способностей, а также помогает формировать личность ребенка.
Одним из эффективных видов работы над речью является логоритмика, которая способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания (Э. Жак-Далькроз, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.). В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н. А. Берштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, качество выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.
Данная тема имеет особую актуальность в настоящее время, когда во всех педагогических направлениях работы происходит взаимопроникновение и взаимообогащение между образовательными технологиями и методами.
Логоритмика (логопедическая ритмика) – одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения.
1. Музыкально-ритмическое воздействие на детей
Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она способствует формированию и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей.
На значение музыки в эстетическом воспитании детей уже раннего возраста указывал В. М. Бехтерев. Дети задолго до развития экспрессивной речи реагируют на музыку, звуки песни. С возрастом на ребенка действует то или иное изменение высоты тонов или мелодии звуков, ибо ребенок на одни мелодии реагирует сосредоточением и успокоением, а на другие — плачем. Еще позднее начинает влиять на ребенка тембр или музыкальная окраска, так как в это время он различает тон речи. Но недостаточно руководствоваться одним сосредоточением ребенка на музыкальные пьесы. Следует учитывать саму реакцию ребенка, вызываемую музыкой. У одних маленьких детей музыка вызывает плач и раздражение, у других – радостную эмоцию и успокоение.
У детей необходимо развивать слух, тщательно подбирая для прослушивания музыкальные произведения, детские и народные песни. В. М. Бехтерев утверждал, что от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а, следовательно, и нравственное развитие человеческой личности.
Музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной МУЗЫКИ учит делать первые обобщения и сравнения.
О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М. Я. Басов, Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. И. Зоткина и др.
Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение — основные средства формирования двигательных навыков, ритмической тренировки. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение.
Ритмический рисунок музыкальных произведений способствует выполнению движений разного объема и разной продолжительности. Его можно передать хлопками, шагами, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и другими движениями.
2. Средства логоритмики
Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.
Слово может быть введено в самых разнообразных формах. Это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировка на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.
Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.
3. Комплекс упражнений, способствующих повышению уровня речевого и музыкального развития
Упражнение «Улыбка»
Музыкальный материал: песня «Улыбка»,музыка В Шаинского.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
1-4 такты: «улыбка»- губы улыбаются, слегка обнажая зубы.
5-8 такты: «забор»- улыбнуться, показав сомкнутые зубы.
9-12 такты: «трубочка»- вытянуть губы вперед.
13-16 такты: «орешек»- узкий кончик языка попеременно упирается то в одну, то в другую щеку.
17-24 такты: «наказать непослушный язык», пошлепывая его губами 5-6 раз. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении, рот открыт.
25-28 такты: «грибок»- рот открыт, прижать широкий язык к небу.
29-32 такты: «лошадка»- рот открыт, губы в улыбке. Цокать языком, растягивая подъязычную связку.
Упражнение «Попутный ветер»
Музыкальный материал: вальс И. Штрауса.
Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного выдоха.
Оборудование: пособия для поддувания (бумажные кораблики).
Выполнение: под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на кораблик.
На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими-либо яркими музыкальными образами. Такие ассоциативные связи помогают детям отличать друг от друга и дают возможность их обыгрывать.
Упражнение «Самолеты»
Музыкальный материал: «Вальс» А Жилина.
Цель: автоматизация звуков «р» и «л».
Выполнение:
1-8 такты: дети изображают самолеты и «разогревают моторы». При этом стоят на месте, произнося звук «р».
1-8 такты (повторение): дети «заводят пропеллеры» и с силой вращают руками, произнося «р».
9-16 такты: дети поднимают руки в стороны и под музыку бегут по кругу, произнося «л».
9-16 такты (повторение): дети разворачиваются и бегут в противоположном направлении, произнося «л».
С окончанием музыки «полет» заканчивается.
После проведения автоматизации изолированного звука необходимо переходить к автоматизации его в слогах, фразах, тексте. Эта утомительная для ребенка работа может быть облегчена, если к ней подключить вокализацию и движение
«Заяц-Егорка»
(движение-представление)
Цель: автоматизация «р» в ходе пения потешки «Заяц-Егорка».
Заяц Егорка
Свалился в озерко (покачать головой,
держась за голову руками)
Бегите под горку, (шаг вправо, хлопок)
Спасайте, Егорку! (шаг влево, хлопок)
Звери прибегали, (два шага вперед)
В озеро ныряли, (сесть на корточки)
Тащили Егорку (изображают тянущие движения
руками, постепенно вставая)
Из речки на горку! (сделать два шага назад, продолжая
выполнять руками тянущие движения).
«Жук».
Музыка и слова Е. Макшанцевой.
Цель: автоматизация звука «ж».
Жук, жук, пожужжи,
что увидел – расскажи,
Жу-жу-жу! Жи-жи-жи!
Пожужжи и расскажи! (2 раза)
Жук:
1. Я вам песню прожужжу,
В ней о лете расскажу,
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
В ней о лете расскажу.
2. Я вам песню прожужжу,
В ней о речке расскажу.
3. Я вам песню прожужжу,
В ней о травке расскажу.
4. Я вам песню прожужжу,
В ней о солнце расскажу.
"Ленивый жук"
Цель: автоматизация звуков «ж» и «c».
Звуко-речевая игра по стихотворению В. Фишкина.
1. Я немного пожужжу – жж (трепещут разведенными в стороны пальцами рук – «полет жука»).
2. На ромашке полежу – жж (глазами прочерчивают в воздухе траекторию полета мухи).
3. Муха в воздухе летает – вз (головой повторяют траекторию мухи)
4. Я на муху погляжу – жж (поглаживают животик)
5. Поглядел и есть пора – жж - - - ням жж - - - ням жж - - - ням
6. На обед у нас кора – ням ням (поют трезвучие в ре мажоре вниз и вверх)
7. Пожую, спою жужжалку жу-жу-жу (поют гамму в ре мажоре)
8. И улягусь до утра – а – а… (зевают).
9. Потому, что спать пора – тс – с – с – с (ложатся на ковер и засыпают).
Заключение
Организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Таким образом, использование музыки на логопедических занятиях позволяет создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развивать творческие способности детей.
Успешность работы зависит, в первую очередь, от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.