Ирина Фадеева
«Музыка странствий». Из цикла музыкальных вечеров «В мире музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка одно из прекрасных и очень сильных средств развития ребенка. Она обладает удивительной силой воздействия на человека. А так, как самой активной, пробуждающей мысли и чувства формой общения ребенка с музыкой являются моменты, когда он выступает в роли слушателя, мы предлагаем цикл музыкальных вечеров «В мире музыки».
Публикация «„Музыка странствий“, Из цикла музыкальных вечеров „В мире музыки“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Предложенный нами материал помогает через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать любовь к классическому наследию. Дети знакомятся с творчеством композиторов в интересной и доступной форме, учатся искусству слушать музыку, могут выразить свое отношение к музыке словесно, через движение, в рисунке, игре на детских музыкальных инструментах и экспериментировании со звучащими предметами. Музыкальные впечатления, переживания связанные с прослушанной музыкой, передаются в творческих проявлениях, что, несомненно, способствует самовыражению, раскрепощению, обретению внутренней свободы и вдохновения, дающего импульс жизненным силам.
Учет современного подхода к организации работы по формированию у детей музыкальной восприимчивости, слуховой чувствительности окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона, помогая музыке вносить в мир ребенка гармонию, любовь и радость.
При разработке цикла использовалась литература:
- «В мире музыки» З. Осовицкая, А. Казаринова. Учебное пособие по музыкальной литературе. Москва 1994
- Аркадий Кленов «Там. где музыка живет» Издательство «Педагогика – пресс»1994
- О. П. Радынова «Слушаем музыку» Москва. «Просвещение» 1990
- С. Волков «Все о музыке» Издательство «Омега» 1990.
Музыкальный руководитель.
- Далеко на севере есть сказочно прекрасная и величавая страна - Норвегия - край скал и пещер, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. В этой стране жил знаменитый норвежский композитор Э. Григ.
Имя Грига стало символом норвежской музыки. В своих многочисленных лирических пьесах, концертах для фортепиано с оркестром, в романсах и песнях он воспел свою родину, красоту народных сказаний
Самое значительное произведение Грига - музыка к пьесе «Пер Гюнт». Герой пьесы- крестьянский парень из норвежской деревушки, звали его Пер Гюнт. Он очень любил фантазировать, мечтать, придумывать разные сказки. Два человека были дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом могла «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее -Сольвейг - в переводе с норвежского означало «солнечный путь» Любовь к матери и Сольвейг, дар сказочника и фантазера-лучшее, что было в душе Пера, но были в нем и плохие черты- жадность и бессердечие, которые берут верх над добротой и бескорыстием. За тяжкие проступки односельчане прогоняют Пера из родных мест. От горя умирает его мать. Покинутая Пером Сольвейг остается одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далекой лесной избушке. И он вернется к ней. В спектакле несколько раз звучит «Песня Солвейг». Мелодия песни печальна и напевна, в ней выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и светлое чувство любви, а главное - вера. Припев песни звучит изящно и легко, как светлое воспоминание о первой встрече с Пером. Давайте послушаем эту музыку. (Звучит «Песня Сольвейг»Э. Грига.
(Дети высказываются о музыке).
Музыкальный руководитель. Странствуя по миру, Пер Гюнт не раз достигает своей мечты и становится богатым, но добивается этого обманом и, поэтому теряет все вновь и вновь. Однажды он попадает в царство троллей - маленьких фантастических злых человечков. «Услышал Пер загадочный зов и легкие шаги, видит: идут маленькие человечки с длинными бородами, в высоких колпаках и несут зажженные фонари». (Звучит пьеса «В пещере горного короля»)
Музыкальный руководитель. Как звучит музыка? (Ответы детей) Музыка звучит настороженно. Легкие звуки в низком регистре передают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична. Почему мы догадываемся, что гномы не сидят на. месте, а двигаются? (Ответы детей) Похоже ли их движение на движение колонны солдат? Постепенно она звучит все быстрее, громче, жестче, резче, марш-шествие превращается в дикую пляску злых духов. Вот такими представляла я горного короля и троллей, когда слушала эту музыку. (Показ иллюстрации, выполненной музыкальным руководителем). Пер чуть не погибает в мрачной пещере, чудом удается ему остаться живым. Все чаще он начинает вспоминать свой дом и Сольвейг. Через сорок лет, старый и одинокий, он возвращается на Родину.
Сейчас мы послушаем пьесу «Утро». В спектакле она звучит как воспоминание Пера о Родине. (Слушание пьесы).
Музыкальный руководитель. Какая это музыка? Расскажите о ней? (Ответы детей) Вы правильно поняли музыку. Ее мелодия спокойна и светла, напоминает незатейливый пастуший наигрыш. Музыка прозрачна и легка. Звуки аккордов расположены широко, как будто наполнены воздухом. Как в музыке получается рассвет? (Ответы детей) Звучание постепенно нарастает. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца все ярче проступают очертания и цвета предметов. Так возникает в музыке картина рассвета. Пьеса «Утро»- не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека, его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы. Выберите картину, подходящую к этой музыке (детям предлагаются репродукции картин рассвета, вечера заката, ночи). Затем, дети рисуют свои впечатления от услышанной музыки.