Надежда Ступина
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Музыка января»
Задачи:
1. Развивать умение воспринимать красоту зимней природы посредством интеграции областей : познание, музыка, художественное творчество.
2. Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве.
Программное содержание:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Музыка января“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
расширить и систематизировать знания детей о времени года - зима, о зимнем месяце - январе, развивать у детей мыслительные процессы: умение сравнивать, обогащать словарный запас детей. Пополнить литературный багаж детей стихотворениями, пословицами, поговорками, приметами о зиме. Учить рассказывать стихотворения А. С, Пушкина, С. Есенина, И. Никитина. Воспитывать интерес к творчеству композиторов П. И. Чайковского, Вивальди, определять характер музыкального произведения. Воспитывать умение видеть красоту зимней природы в поэзии, музыке, художественном творчестве.
Материал:
- иллюстрации о времени года - зима, зимние пейзажи, репродукции картин А. Саврасов «Зима», Грабарь «Февральская лазурь», портреты А. С. Пушкина, И. Никитина, С. Есенина.
- аудиозаписи музыкальных произведений П. И. Чайковского, А. Вивальди.
- альбомный лист А4, цветные карандаши, гуашь, фломастеры, цветные мелки.
Методические приемы:
Дети входят в музыкальный зал, звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: ребята, сегодня у нас необычное занятие в музыкальном зале, называется «Музыка января». Мы с вами уже говорили, что каждый месяц года имеет не только свое название, но и цвет, приметы, даже запах, вот чем, например, пахнет месяц август?
Ответы детей (фруктами, медом, овощами, грибами и т. д.)
Воспитатель: а чем пахнет месяц январь?
Ответы детей (снегом, морозом, елкой, мандаринами и т. д.)
Воспитатель: вот сейчас мы с вами поговорим об этом месяце. Скажите, пожалуйста, какой это месяц года?
Ответы детей (первый, январь - середина зимы).
Воспитатель: Почему январь в народе называют «Лютым»?
Ответы детей (потому что трещат морозы, лютует стужа, очень холодно).
Воспитатель: правильно, январь самый холодный месяц года. Какие пословицы, вы знаете о январе?
Ответы детей («Январь - зимы государь», «Январь-батюшка год начинает, зиму величает», «В январе и горшок на печи замерзает», «Зимний тулуп - всякому люб», «Мороз и холод рвет и на лету птицу бьет»).
Воспитатель: да, ребята, январь холодный месяц зимы, именно в январе идут крещенские морозы. Ребята. скажите а по каким народным приметам, можно узнать, что будет очень холодно, морозно?
Ответы детей (Дым идет столбом; на небе ярко блестят звезды; кошка прячет нос).
Воспитатель: ребята, Вы наверно обратили внимание на картины, иллюстрации, где изображена зимняя природа. Красота зимней природы нашла отражение в разных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.
Вопросы к детям: Какие поэты посвятили свои стихотворения зиме, зимней природы.
Ответы детей (А. С. Пушкин «Зимний вечер», «Зима, крестьянин торжествуя!», «Зимнее утро», «Вот ветер тучи нагоняя» и т. д.
Воспитатель: Предлагаю рассказать стихотворение «Зима, крестьянин торжествуя!», ребята, какой описывает зиму А. С. Пушкин?
Ответы детей (морозной, ядренной, веселой)
Воспитатель: правильно, у Пушкина зима предстает торжественной, величественной, только волшебница зима смогла так изменить природу и мы восхищаемся ее суровой красотой.
Воспитатель: а как говорить о зиме С. Есенин, предлагаю послушать стихотворение «Белая береза», «Поет зима аукает».
Чтение стихотворений детьми.
Воспитатель: вы послушали стихотворение С. Есенина, как он описывает зиму?
Ответы детей (печально, тоскливо, с грустью, с любовью к русской природе).
Воспитатель: так по разному описывают поэты зиму.
Музыкальный руководитель : а вот как композиторы передают красоту русской природы средствами музыки. Послушайте пьесу П. И. Чайковского «Январь»
Дети слушают
Вопросы к детям: Какое настроение передал композитор? Какая музыка по характеру, Что вы представляете когда слушаете эту музыку?
Ответы детей (в начале мягкая, тихая, спокойная, затем плавно переходит в таинственную, тревожную музыку).
Музыкальный руководитель : я предлагаю вам послушать еще одно музыкальное произведение, которое называется «Зима», а написал его А. Вивальди. Вивальди писал произведение для симфонического оркестра, его концерты имеют название времен года «Осень», «Лето», «Весна», «Зима», давайте послушаем отрывок 1й части концерта «Зима». Послушайте, какое настроение передает музыка?
Ответы детей (волнующее, трепетное, таинственное).
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам, быть художниками и нарисовать красками, карандашами, фломастерами картину о январе, передавая те чувства, эмоции, которые вы получили на занятии, пусть это будет ваша «Музыка января».
Дети рисуют