Татьяна Тошина
Музыка и речь ребёнка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка и речь ребёнка
Человеческая речь и музыкальный язык очень схожи по своему строению. Слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д.. В музыке, так же как и в речи присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. По мнению ученых, музыка - это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.
Темочки:
Музыка для ребенка – это мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Слыша музыку, ребенок непроизвольно начинает пританцовывать под музыку, подпевать ей, использовать различные жесты и мимику.
Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.
Итак, музыка и речь. Что музыкальные занятия дают для речевого развития ребенка?
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Итак, рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.
Основные виды музыкальной деятельности:
1) Слушание музыки 2) Пение 3) Музыкально-дидактические игры
4) Музыкально-ритмические движения 5) Игра на детских музыкальных инструментах.
Это основные виды музыкальной деятельности, но кроме них есть еще и вспомогательные виды музыкальной деятельности для развития речи.
Это: артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, логоритмические распевки.
Речь и слушание музыки.
Ещё Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». Слушание, безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, расширяет кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. 1. Слушание музыки - это самостоятельный и основной вид музыкальной деятельности, который является ведущим. Песню невозможно выучить без её прослушивания, разбора содержания и запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру, необходимо прослушать музыку (процесс восприятия, определить темп, характер движения. В своей работе по слушанию, зачастую приходится сталкиваться со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в образовательную деятельность необходимо включать задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Словарь «эстетических эмоций» обогащает речь детей эпитетами. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, у детей развиваются у компоненты устной речи.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку. Как правило, интерес детей повышается, если произведения объединены общим рассказом или принадлежат творчеству одного композитора. Например, произведения В. Ребикова : «Котик заболел», Котик выздоровел», П. И. Чайковского: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».
Слушая музыку, ребёнка обогащает свою эмоциональную сферу, расширяет свой кругозор, словарный запас. Всё это влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка. Слушание музыки оказывает действенную помощь так же в решении коррекционных задач. 2. Пение является важнейшим видом музыкальной деятельности детей. Оно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей и для детей, имеющими нарушения речи. Пение влияет на развитие психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); на расширение кругозора; на нормализацию деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); на развитие речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках (например: «Ду-ду-ду, до-до-до» и др.).
Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.
Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!
3. Речь и артикуляционная гимнастика
Пение всегда требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык)
В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводится работа по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В гимнастику включаются упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.
В работе над дикцией нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного и постепенно увеличивая темп.
4. Речь и дыхательная гимнастика
Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого используются упражнения по системе В. Емельянова, А. Стрельниковой, М. Лазарева, Б. Толкачева. Эти же упражнения используются и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. Дыхательная гимнастика формирует правильное дыхание, развивает легкие и способствует лучшей циркуляции крови в организме (дает оздоровительный эффект, тренирует силу вдоха и выдоха, что немаловажно для неговорящих детей.
5. Речь и пальчиковые игры
Кроме пения, речь ребёнка развивается через другие виды музыкальной деятельности.
Одна из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».
Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три - четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
В нашем детском саду практически на каждом занятии мы используем пальчиковые игры и распевки в зависимости от возраста. Это и игры- манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте. С помощью всех таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. Используются пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
6. Речь и музыкально-ритмические движения.
Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, представляют собой единое целое для ребёнка.
Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная, координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
7. Речь и логоритмика.
На музыкальных занятиях очень полезно заниматься логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач являются методические пособия М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп).
8. Речь и музыкально-дидактические игры
Это самая веселая часть занятия. Подвижные музыкальные игры дарят детям радость и огромное число положительных эмоций.
Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка.
Музыкально-дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух
9. Речь и игра на детских музыкальных инструментах
Игра на музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности. Это один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность.
Игра на любом музыкальном инструменте развивает мелкую моторику, и, значит, оказывает положительное влияние на формирование речи.
Извлекая звуки, в основном шумовые, ребенок развивает метроритмическое чувство и учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки, что развивает мелкую моторику детей. Овладев умением играть на инструментах имеющих звукоряд, у детей очень развивается слух – это важно для активизации речи ребенка.
Итак, все, без исключения, виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игровых танцев, песен, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка-это язык чувств» В. А. Сухомлинский