Каваленя Ольга Валентиновна
Музейная педагогика в работе учителя-дефектолога. Выступление на методическом объединении
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моей работы по музейной педагогике - формировать у детей чувство гордости за подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны; и развивать речь: обогащать активный и пассивный словарь; развивать связную, грамматически правильную речь.
Задачи:
* вызвать у детей интерес к истории Великой Отечественной Войны;
* создать условия для «погружения и проживания» детьми и родителями ситуации военного времени через музейные экспонаты.
Публикация «Музейная педагогика в работе учителя-дефектолога, Выступление на методическом объединении» размещена в разделах
* способствовать развитию речи у детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
* Обобщить представления детей об армии: родах войск, военной технике, военных профессиях.
* Развивать умения отражать впечатления в творческой исполнительской деятельности: пении, игре, художественном слове, продуктивной деятельности.
* воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны;
* Привлечь родителей к патриотическому воспитанию, убедить их в важности сохранения семейных традиций, праздновании Дня Победы.
Актуальность:
Работа мини-музея призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Родине, преданности ей, гордости за её прошлое и настоящее. Но это невозможно без интереса к истории своей страны. Центром реализации такой системы становится музей, который является незаменимым помощником в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания.
Я использую мини – музей на занятиях по развитию речи, а также на индивидуальных занятиях. Структура занятия по развитию речи с использованием музейной педагогики определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы. Это обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
На занятиях по развитию речи использую следующие методы : наглядные, словесные, игровые, практические, не забывая при этом о индивидуально-дифференцированном подходе.
Из наглядных методов чаще всего использую демонстрацию. Демонстрация картин, иллюстраций, презентаций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Демонстрация презентаций, диафильмов помогает расширению представлений детей об окружающем мире. Демонстрировала воспитанникам следующие презентации «Музей ВОВ», «Животные на войне», «Наши Защитники и виды войск», «Крепость-герой», «Начало войны. Брестская крепость». Видио-презентации помогают лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учат сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному. Также обогащают словарь детей новыми словами. При этом стараюсь, чтобы ребенок осознавал смысл слова, его значение. Например, знакомя детей с видами войск, я знакомила детей с такими словами как «пехотинец», «артиллерист», и др. Проговаривала с детьми слова, демонстрировала иллюстрации.
Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия, наглядно—образного мышления и речи.
В своей работе часто использую следующие словесные методы : беседы, рассказ. Эти методы применяются для уточнения, коррекции представлений детей, для обобщения и систематизации представлений, для совершенствования речевых умений детей.
Для развития речи использую дидактические игры «Кто служит в армии», «Посылка на фронт», «Каким должен быть воин?», «Отгадай», «Один – много», «Защитники отечества», «Парад в День Победы», «Найди тень».
С помощью мини-музея у дошкольников формируются не только коммуникативно-речевые, но и художественно-эстетические и художественно-речевые умения.
В обычном музее ребенок пассивный созерцатель - а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы педагогов и детей, а так же родителей.
Использование мини-музея способствует активизации и развитию речевых способностей дошкольников с ТНР:
1. Дети могут описывать представленные предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, образуют однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.
2. Разнообразные экспонаты мини-музеев служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, загадок.
3. В ходе тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, при этом совершенствуют диалогическую речь.
4. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.
5. Использование художественного слова во время занятий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.