Елена Гринченко
Музейная педагогика как форма взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация мини – музея в ДОУ позволяет решить одну из ключевых задач национального проекта «Образование» - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций.
Понятие «Музейная педагогика» было введено в конце XIX века в Германии.
Публикация «Музейная педагогика как форма взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
В детском саду роль посредника выполняет воспитатель, который помогает ребенку в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Чтобы лучше познать искусство ребенку необходимо воочию увидеть, потрогать, взять в руки экспонаты (копии, дубликаты, модели). Для более старших детей достаточно «зрительного ощупывания» предмета, мысленных действий с ним. Использование такого приема с детьми 6 – 7 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40% и обеспечивает точность описания и изображения.
Использование в работе педагогов ДОУ музейно – образовательных игр, дающих стимул воображению и творческой импровизации, способствует лучшему усвоению информации в процессе знакомства с разнообразными видами декоративно – прикладного и изобразительного искусства. Например, игра «Давай послушаем, что скажут предметы», в которой дети продолжают рассказ воспитателя, представляя, что могут рассказать предметы о своем прошлом, истории происхождения. Такие игры развивают способность к эстетическому переживанию и способствуют формированию исторического сознания детей.
Система взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников должна включать в себя использование сопроводительных материалов к экспонатам (это могут быть интересные факты о музейных предметах или же предложения по организации творческой деятельности детей дома); оснащение родителей (законных представителей) материалами по изученным темам и экспонатам мини – музея ДОУ или группы; методические рекомендации для работы с детьми дома с целью закрепления полученных знаний в детском саду; организация творческих мастерских и мастер – классов для детей и взрослых; использование игровых методик изучения различных видов ДПИ; организация дидактических выставок, основная задача которых – активизировать взрослых и детей к совместной творческой деятельности.
Для достижения наибольших результатов в этом направлении педагогу необходимо придерживаться принципа познания многообразия мира истории и культуры через игру, творчество, самостоятельную деятельность детей, ориентируясь на их возрастные особенности.
При организации музея в группе /ДОУ необходимо учитывать адресность, т. е. ориентацию на конкретную возрастную группу детей, а так е интересы аудитории; интерактивность, т. е. возможность познания предмета искусства через руки, что даёт опыт личного соприкосновения с историей и культурой через предметный мир; доступность музейной экспозиции, т. е. учитывать рост воспитанников (элементы экспозиции могут находиться не только на уровне глаз ребенка, но и ниже). Организация мини – музея в группе должна отвечать образовательным задачам музейных предметов.
Так же к музейным экспонатам можно разработать и приложить мнемо – карты с загадками, отгадки на которые можно будет найти в экспозиции музея.
В процессе ознакомления с теми или иными предметами изобразительного или декоративно – прикладного искусства идет приобщение к разным видам народного творчества: устному, музыкальному, декоративно – прикладному. Организация мини – музея в группе позволяет погрузиться в прошлое через воспроизведения детьми различных видов деятельности.
Для детей разрабатывается цикл занятий таким образом, чтобы они могли творить, фантазировать, пропуская полученные знания «через руки» и пополняя музей новыми авторскими экспонатами. Одним из показателей востребованности организации мини – музея в группе является интерес детей к заполнению экспозиции новыми экспонатами, изготовленными собственноручно.
Организация мини – музея в группе даёт простор для неформальной творческой активности. Педагог, правильно задавая вопросы, может стимулировать интерес детей к истории, изучению народных промыслов России.
Педагогу необходимо разработать структуру музейной экспозиции и следить за сменяемостью ее предметов.