Бородкина Елена Вячеславовна
Опыт работы «Музейная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хотела бы поделиться своим небольшим опытом использования музейной педагогики при ознакомлении детей дошкольного возраста с историей, культурой и традициями родного края.
Публикация «Опыт работы „Музейная педагогика“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Она помогает развивать у детей дошкольного возраста интерес к истории и кльтуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Наше дошкольное образовательное учреждение традиционно взаимодействует с Плавским районным краеведческим музеем и Центром князей Гагариных. Дети с удовольствием посещают экспозиции, выставки и мастер- классы, которые проходят на базе этих учреждений. Например воспитанники ДОУ приняли участие в мастер-классе по росписи филимоновской игрушки, создании рождественских игрушек, оберегов и т. д.
А когда посетить музей не получается, то на помощь приходит виртуальная экскурсия. Виртуальную экскурсию как правило готовит сам воспитатель, но и дети с удовольствием участвуют в ее создании. Например, дома дети вместе с родителями готовят и записывают на видео небольшое сообщение, затем педагог объединяет все видео-сообщения в один видеоролик и использует его в процессе воспитательно-образовательной деятельности. Предлагаю вашему вниманию фрагмент экскурсии «Мой родной город», где в роле экскурсовода выступают наши воспитанники.
Детям и родителям очень нравятся виртуальные экскурсии “Выходного дня”. Поэтому раз в месяц я предлагаю родителям с детьми посетить музеи и интересные места не выходя из дома. Используя социальные сети и мессенджеры высылаю им готовые экскурсии или ссылки на официальные сайты музеев Тульского края.
В нашем детском саду мы организовываем «мини - музеи». Конечно же создать в условиях детского сада экспозиции, которые бы соответствовали всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Важность создания мини-музеев в том, что в создании участвовали дети и их родители. Каждый дошкольник чувствует свою причасность к мини-музею. Они участвовали в обсуждении тематики, приносили и приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп могут провести экскурсии для младших групп.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, перставлять экспанаты, брать их в руки и расматривать. Мини-музеи - результат воспитателя, детей и их семей. Работа по созданию мини-музея сплачивает воспитателей, родителей и детей.
Очень интересно можно организовать работу в музее «одного экспоната». Такой музей может быть посвящен самому обычному бытовому предмету — ложке, самовару, гармошки, кукле-оберегу и т. д., ведь любая вещь несет в себе разнообразную информацию, а экспозиция повествует об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину. Посетители например могут познакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов предмета, интересными историями, которые так или иначе с ним связаны.
Приглашаем вас в музей. Заходите поскорее. Все внимательно смотрите, ничего не пропустите. Музей не мышек и не кошек, не бус и не шишек, не кастрюль и не плошек, а различных ложек. Музей наш не большой, но очень интересный.
Ложки разные бывают: кедровые, дубовые, есть из вязя и осины, есть резные, хохлоские, аллюминивые, есть маленьки и большие, сувенирные и простые.
Давным-давно у людей не было ложек, они ели руками. Потом появились глинянные ложеки, они были очень хрупкие и не удобные. Стали делать ложки из камня, но они быля тяжелые, тоже не удобные. Первые ложки, похожие на современные появились в Египте, они были украшены драгоценными комнятии были только у богатых людей. Первые ложки на Руси появились при царе Алексее Михайловиче. У богатых были золотые и серебрянные ложки, а бедные люди ели деревянными ложками. Простые деревянные ложки не красивые и люди стали украшать их разными узорами.
Ребенок: Деревянная ложка, постучи-ка немножко.
Хочешь вальс играй, хочешь суп хлебай.
Таким образом, можно сделать вывод что активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.