Солнцева Алла
План создания мини-музея вышивки в группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея : мини-музей «Вышиваночка».
Профиль музея: художественно-эстетический, познавательный.
Цели: формирование у дошкольников представлений о музее. Знакомство с историей появления вышивки, её разнообразием, способами создания, назначением. Обогащение предметно-развивающей среды группы. Формирование познавательного интереса к предметному миру; стимулирование познавательной деятельности ребёнка и его умственного развития. Сплочение коллектива детей, родителей и педагогов при организации мини-музея.
Публикация «План создания мини-музея вышивки в группе» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания детей о назначении музеев, кто там работает, познакомить с мини-музеем группы;
- дать знания об истории возникновения вышивки; о разновидностях, где и как применяются.
Развивающие:
- способствовать развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать сенсорное восприятие (цвет, форма, величина);
- содействовать развитию творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности;
- способствовать социализации детей, развивать коммуникативные навыки и умения детей младшего возраста.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
- вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих;
- вызывать желание принять участие в пополнении экспонатов музея;
Место размещения экспозиции: мини-музей организован в групповой комнате (группа № 3).
Руководители мини-музея : Асадчая Татьяна Александровна, Солнцева Алла Сергеевна — воспитатели группы №3.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многие с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, –
Сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности пойти в музей? Многие наши дошкольники и не знали, что такое музей, для чего он нужен… Сегодня мини-музей – неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения. Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
В создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, их папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею, у них появляется интерес, они с гордостью показывают принесённые из дома экспонаты и рассказывают о них.
Долгие годы в музеях запрещалось посетителям даже прикасаться к экспонатам. Мини-музеи в детском саду с начала своего существования интерактивны. Идея создания интерактивного музея в детском саду представляет собой новую форму работы с детьми и их родителями и удивляет своей многозадачностью. Формирует у дошкольников представления о музее; проектно-исследовательские умения и навыки; активную жизненную позицию; развивает креативное и логическое мышление; вовлекает родителей в жизнь ДОУ; обогащает кругозор дошкольника; овладение миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов. В мини-музее нашей группы содержатся экспонаты, которые можно самому менять, переставлять, трогать руками, рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. С
экспонатами можно играть, а при желании даже взять на время домой. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители, принимая участие в жизни интерактивного музея, не только видят результаты работы с ребенком, но и являются полноправными партнерами и участниками наравне с детьми и педагогами.
Использование мини-музея позволяет нам придерживаться таких принципов дошкольного образования, которые предусматривает федеральный государственный образовательный стандарт, как:
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество ДОО с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Мини-музей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие, что полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Принципы работы музея предельно просты: наглядность, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, учет возрастных особенностей ребенка, дифференцированный подход к каждому ребенку.
При выборе месторасположения мини-музея учитывались принципы интерактивности и полифункциональности музейного пространства и
психологической комфортности и безопасности. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты мини-музея располагаются на полках стеллажа, в групповой комнате и визуально разделены на две зоны. Например, картины, вышитые крестиком, находятся на одной полке. Рушники, салфетки, платочки на другой; дидактические игры – «Волшебный короб», «Угадай, что в мешочке?», «Поставь заплатку» - находятся в непосредственной зоне доступности, на низкой полке стеллажа. Все экспонаты мини-музея были собраны родителями и воспитателями.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Вышиваночка»
№ Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1 Подготовительный 1. Консультация с родителями «Мини-музей как элемент развивающей среды»
2. Беседы с родителями о создании мини-музея в группе, выбор темы и названия мини-музея.
3. Разработка модели и составление плана создания мини-музея. Март 2023г. 1. Темы и название музея.
2. Выбор места для размещения.
2 Практический 1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Составление тематического
плана занятий в музее.
4. Оформление документации мини-музея (паспорт, картотека экспонатов, тематический план образовательной деятельности). Апрель
2023г. 1. Создание мини-музея «Вышиваночка».
3 Заключительный Подведение итогов Май 2023г. 1. Выставка экспонатов мини-музея «Вышиваночка».
2. Паспорт мини-музея
«Вышиваночка».
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
«Вышиваночка»
Принципы построения музейной экспозиции.
Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.
Принцип наглядности: соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие, как пополнение музея работами, выполненными своими руками.
Принцип гуманизации, опоры на интересы ребенка: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны. Например, в коллекции мини-музея имеются картины, вышитые техникой гладь и крестиком; предметы для украшения интерьера (рушники, наволочка, а также предметы одежды – бабушкины платочки.
Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасны для здоровья детей.
Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
КАРТОТЕКА ЭКСПОНАТОВ МИНИ-МУЗЕЯ
№ Наименование
экспоната Дата поступле-
ния Срок
хранения (постоянно/
временно) Ф. И. О. представившего экспонат
Раздел «Картинная галерея»
1 «Мой пес устал». Картина, вышитая крестиком. 08.03.23 Временно Лыкова Е. Ю.
2 Панно «Узоры мастерицы», вышивка крестиком, гладью. 10.04.23 Постоянно Иванова Е. В.
3 «Мишки».
Вышивка крестиком 15.04.23 Временно Асадчая А. М.
4 «Лошадка и закат», вышивка крестиком 15.04.23 Временно Асадчая А. М.
Раздел «Предметы быта».
5 Рушник «Красные маки» вышивка гладью. 08.03.23 Временно Лаврова С. Н.
6 Рушник «Мозайка», вышивка крестиком 18.03.23 Временно Асадчая Т. А.
7 Рушник «Тюльпаны», вышивка крестиком 24.04.23 Временно Солнцева А. С.
8
9 Рушник «Кружево и цветы», связанные крючком, вышивка крестиком.
Наволочка «Розовые маки», вышивка гладью. 24.04.23
25.04.23 Временно
Временно Яковлева Л. В.
Лаврова С. Н.
Раздел «Предметы одежды»
10 Платок 14.04.23 Временно Толок А. В.
«Праздничный»,
выполненные в
технике
вышивки петлей
11 Платок «Полевые цветы», вышивка гладью 23.04.23 Постоянно Шавченко Н. С.
РАЗДЕЛЫ МИНИ-МУЗЕЯ,
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
«Предметы одежды», «Предметы быта», «Картинная галерея».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для познавательной, речевой, художественной деятельности. Экспонаты могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности (конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
«Игротека».
Игротека представлена дидактическими играми: «Волшебный короб», «Угадай, что в мешочке?», «Поставь заплатку». Игры расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Т ЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ.
№ Тема Экспонаты
1 Беседа «Что такое музей?»
Познакомить детей с понятием музей. Рассказать о разновидностях музеев, о правилах поведения в процессе их посещения; способство-вать развитию эстетического вкуса; заинтересовать детей в пополнении мини-музея новыми экспонатами. Все экспонаты.
2
3 НОД по окружающему миру «Рушник».
Формировать знания о рушнике, его использовании.
НОД по изобразительной деятельности «Научить рисовать узоры рушника»
Познакомить детей с разнообразием украшения рушников вышивкой
Рушники музея
Рушники музея
4
НОД «Вышиваночка» с экскурсией по мини-музею.
Познакомить детей с историей возникновения вышиванок, где и как применяются. Все экспонаты.
5 НОД по изодеятельности «Бабушкин сундучок». Познакомить с нитками (для вышивания, инструментами для рукоделия по изготовлению вышивок. Вызвать интерес к рукоделию. Изделия, выполненные из ниток в различных техниках.
6 НОД по изодеятельности «Цветы для бабули». Изготовление цветов в технике аппликации резаной шерстью. Нити для вышивок
7 Экскурсия в мини-музей «Экспонаты нашего музея». Знакомство с новыми экспонатами, заинтересовать в пополнении музея. Все экспонаты.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ.
Подбор художественной литературы, познавательных фильмов.
Пополнение музея экспонатами.
Пополнение картотеки песнями, потешками, стихотворениями по теме музея.
Проведение экскурсий для детей других групп детского сада.
Подбор конспектов мероприятий с детьми в мини-музее.