Нелогова Наталия
Музей в чемодане «Азбук и букварей»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте большие и маленькие посетители музея «Азбук и букварей». Меня зовут Наталия Владимировна, я немного поработаю в качестве экскурсовода.
Открыта крышка чемодана, музей гостей встречает. Мы создали свой музей, музей азбук, букварей, приглашаем в гости вас, послушать наш диковинный рассказ.
Публикация «Музей в чемодане „Азбук и букварей“» размещена в разделах
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Давным-давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те давние времена жили два брата Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы (посмотрите).
Первыми славянскими азбуками стали «Глаголица» и «Кириллица». Название азбуки «Глаголица» происходит от слова «глагол», что обозначает речь. А «Кириллица» названа в честь её создателя – Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита.
Книги на Руси делали сначала из бересты, папируса, а затем из специально обработанной кожи овцы (взгляните). На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных – это целое стадо! Поэтому книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. Но с появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. Каждая буква в старорусском алфавите имеет своё имя. Например, первая буква называлась «Аз», вторая «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. Получилось слово «Азбука». В народе так и говорили: «Сначала «аз» да «буки», потом и «науки»».
Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. Ведь книги, которые обучают детей грамоте, кто-то называет азбукой, а кто-то букварем. Как вы думаете, между ними есть какая-нибудь разница? Я предлагаю вам узнать об этом и окунуться в их историю.
Как вы уже все узнали, что сначала появилась азбука и понимали под ней алфавит, приспособленный для обучения грамоте. А когда появились печатные азбуки, их стали называть букварями, так как в них входил уже не только алфавит, но и слоги, а также материал для развития речи и логического мышления. Первому букварю уже 444 года. Букварь появился в типографии Ивана Федорова в 1574 году, он совсем не был похож на нынешний, написан был на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены орнаментами. На первой странице был алфавит в прямом и обратном порядке. Такой прием повторения помогал лучше его запомнить.
В 1637 году появилось издание букваря Василия Бурцова. Букварь выглядел, как маленькая «карманная» книжечка, напоминающая кошелек, такие есть на крышке чемодана, это был первый русский иллюстрированный букварь.
Позже в 1679 году Симеоном Полоцким был издан букварь, по сравнению с предыдущими он был очень объемным, в нем было целых 160 листов.
В 1823 году появился букварь под названием «Драгоценный подарок детям, или Новейшая азбука». Он содержал в себе молитвы и десять заповедей.
В 20 веке в Париже был создан русский букварь, он назывался сравнительно кратко «Святой пророк Наум, наставь на ум». По такому букварю выучился известный русский педагог К. Д. Ушинский. А став взрослым, Ушинский издал свой собственный букварь, который назывался «Родное слово», совсем новый, не похожий на все предыдущие, он сразу начинался с простейших слов: ау, уа… Вы можете посмотреть, как вылядела его обложка.
Через восемь лет после «Родного слова», вышла в свет «Азбука» составленная Л. Н. Толстым.
Позже уже в свет стали выходить послереволюционные буквари. В 1918 году «Азбука» Владимира Конашевича, она стала одним из первых пособий новой орфографии (без буквы «ять»). Она включала в себя 36 картинок, предметы и явления были самыми разными, от животных и растений до транспортных средств и игрушек. Изображались они просто, без искажений, так как ребенок с первого взгляда должен был понимать картинку.
«Советская азбука» Владимира Маяковского, появилась в 1919 году, он был автором не только ее эпиграмм, но и карикатурных иллюстраций к каждой из букв алфавита.
«Долой неграмотность», это первое издание советского букваря для взрослых вышло в свет в 1920 году, где обучение азам чтения и письма было на основе лозунгов.
В 1925 году появился букварь под названием : «Пионер», он рассказывал маленьким читателям о жизни в городах и селах, о профессиях, о домашних и диких животных.
В 1937 году вышел букварь Николая Головина, материал в нем располагался от простого к сложному: от чтения по слогам до прописей, от коротких рассказов до стихотворений, изображения были яркие, позитивные, не перегруженные деталями.
Самым успешным, как считают педагоги, был букварь Александры Воскресенской, появившийся в 1944 году, его маленькую копию вы можете увидеть на крышке чемодана, по этому букварю учились и мои родители. Его секретом успеха было удачное сочетание заданий на развитие памяти и воображения. Материал усложнялся плавно и постепенно: от сочетания звуков к слогам, от них уже к коротким словам. Основным мотивом иллюстраций в книге была счастливая деревенская жизнь.
Александра Воскресенская создала знаменитую «азбуку с аистом» (можете на неё взглянуть, она имеется в музее).
«Букварь» Сергея Редозубова 1945 года, это послевоенный букварь, иллюстрированный сценками мирного труда и отдыха, он был трудным для детей, так как в нем не всегда соблюдалось постепенное усложнение фраз и текстов для разбора, а также его страницы были перегружены столбиками слов с одинаковыми или похожими слогами.
В 1971 году появился букварь Всеслава Горецкого с большой буквой «А», по которому училась читать уже и я. Особенностью этого букваря была его игровая форма. Путешествие в «страну знаний», вместе с Буратино, Незнайкой и Мурзилкой, а заданиями были веселые загадки и ребусы, открывали книгу «а» и «о», а закрывали «ь» и «ъ», этот букварь оказался настолько популярным, что его издавали и переиздавали целых 30 лет (вы можете увидеть 2 таких экспоната, один 1983 года, а другой 1998, также можете их полистать, потрогать и даже понюхать они пахнут историей).
Вот таким тернистым и загадочным был путь азбуки и букваря на Русь святую, много тайн и секретов в них зашифровано…
Современные буквари и азбуки совсем не похожи на своих прадедушек и прабабушек. Проходят года, буквари и азбуки становятся другими. Работа над ними ведется постоянно. Вот и в нашем музее-чемодане, вы можете познакомиться не только со старыми, но и уже с современными изданиями такие как:
«Азбука для самых маленьких»;
«Азбука в стихах по слогам»;
«Азбука 33 кота»;
«Говорящая азбука «Маша и медведь»»;
«Азбука «Лесная академия»»;
«Двигательная азбука»;
«Азбука Степанова»;
«Русская Азбука»;
«Азбука Жуковой»;
«Азбука «Не скучные уроки»»;
«Азбука пешехода»;
«Азбука К. Чуковского»;
«Буквари Жуковой»;
«Букварь Узоровой с 2-3 лет»;
«Букварь от 2 до 5 лет»;
«Букварь планета знаний»;
«Букваренок»;
«Букварь 2+»;
«Старое издание «Спутник букваря»»;
«Букварь более современных состоящий из 2-х частей»;
«Букварь для мальчиков», Г. П. Шалаевой;
«Букварь О. Горбушина»;
Все азбуки и буквари превращаются в настоящий альбом приключений, где каждая буква – это отдельная история со своими эмоциями и впечатлениями. Именно такими необычными, они появляются на свет.
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные – согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.»
Буквари и азбуки живут, улучшаются, потому что они всегда будут необходимы людям, как первая ступенька на пути в огромный мир знаний.
Автор: Нелогова Наталия Владимировна, воспитатель ЧДОУ «Детский сад №121» ОАО «РЖД».