Оля Баяндина
Конспект занятия «Музей моего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Музеи моего города
Задачи:
- расширять знания детей о музеях города Кудымкара, дать представление о назначении музея;
- развивать интерес к истории родного города;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию коми-пермяков.
Публикация «Конспект занятия „Музей моего города“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о городе Кудымкаре и его достопримечательностях; рассказ-беседа воспитателя о музее П. И. Субботина-Пермяка; дидактические игры по патриотическому воспитанию; экскурсия в краеведческий музей и дом-музей П. И. Субботина-Пермяка; беседы о городе Кудымкаре, о профессиях людей, которые живут и работают в г. Кудымкаре; просмотр слайдов о городе Кудымкаре.
Оборудование: компьютерная презентация; приглашение на экскурсию; картинки с изображением коми-пермяков, кукла в национальной одежде, раздаточный материал к аппликации, клей, салфетки.
Ход занятия
1 этап. Организационный
- Ребята, нам пришло электронное письмо. Давайте его посмотрим. (На экране изображен конверт). (загадка о музее).
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет.
- Кто мне скажет, что это такое?
- Что такое музей?
- Ребята, а ведь мы были в музее на экскурсии. Кто проводил экскурсию в музее?
- Как называются вещи, которые находятся в музее?
- Какие экспонаты вы видели в музее?
2 этап. Основной
В нашем городе есть Коми-Пермяцкий краеведческий музей имени П. И. Субботина-Пермяка. Музей назван в честь художника и имеет свою историю: вначале он располагался в здании церкви, а сейчас – в трех зданиях, которые вы видите на слайде. Одно из этих зданий – дом-музей П. И. Субботина-Пермяка. Это большое деревянное здание, украшенное резьбой, с множеством окон. Здесь жил и работал известный художник Петр Иванович Субботин-Пермяк.
Слайд. Дом-музей П. И. Субботина-Пермяка открыт в 1981 году, тогда же на доме появилась мемориальная доска с надписью «В этом доме жил П. И. Субботин-Пермяк». В музее представлены оригинальные предметы, принадлежавшие художнику и его семье. Воссоздан творческий рабочий интерьер кабинета П. И. Субботина-Пермяка, представлены картины художника и его жены, учеников и коллег, копии с редких фотоснимков из семейного архива, поделки художественно-промышленных мастерских. На усадьбе Субботиных сохраняются оригинальные конюшня и баня, топившаяся по-черному. Ежегодно в музее проходят календарные фольклорные праздники: Святки, Масленица, Пасха, осенние зажинки и другие.
А теперь давайте посетим сам музей. Подсказывайте, что мы с вами там видели!
Слайд: на первом этаже мы видели историческую экспозицию «Коми-пермяцкий край с древнейших времен…». Здесь представлены орудия труда, оружие для облавной охоты эпохи каменного века, кости древних животных, восковая фигура кроманьонца. Выделены предметы традиционной материальной культуры коми-пермяков: типы хозяйственных и жилых построек, предметы охоты, рыболовства, земледелия и ремесел, средства передвижения – лодка-долбленка, телега-волокуша и др. Праздничная и венчальная одежда коми-пермяков демонстрирует многовековое мастерство и образность мышления народа.
Слайд: на втором этаже представлена природа родного края. Экспозиции рассказывают нам о происхождении жизни на Земле, о полезных ископаемых нашего округа, о животных и птицах родного края.
Слайд: на третьем этаже представлена художественная экспозиция
«Мини-галерея». В экспозиции представлены три основных раздела художественной коллекции музея : живопись и графика мастеров середины – конца 19в., творческое наследие П. И. Субботина-Пермяка, современные художники края.
Слайд: цокольный этаж, экспозиция «Сказки древней Пармы». Здесь расположена детская интерактивная экспозиция «Сказки древней Пармы», построенная на сюжетах самых известных коми-пермяцких сказок и легенд, она знакомит посетителей с основными занятиями и религиозными верованиями народа.
Здесь же представлены детские игрушки из дерева и тканей, выполненные в начале ХХ – ХХI веков, показана традиционная детская одежда; предметы, рассказывающие о занятиях и трудовом воспитании детей в начале ХХ века, а также колыбель (зыбка, манеж, стульчак и др.
Экспозиции нашего музея оснащены современными техническими средствами (ЖК телевизоры, компьютеры, сенсорный киоск, роботизированная фигура водяного Вакуля, благодаря чему посетители могут самостоятельно получать дополнительную информацию, расширять знания.
- Ребята, давайте после просмотра слайдов сделаем гимнастику для глаз!
1. Крепко зажмурим глаза (на 3-5 секунд, откроем. (Повторить 3-4 раз).
2. Быстро-быстро поморгаем так, чтобы не успело исчезнуть то, что мы видим. (Повторить 3-4 раз).
3. А теперь глаза закроем и погладим их руками,
Помечтаем мы с тобою о любимой маме.
Закрыть глаза и поглаживать веки подушечками пальцев. (Повторить 3-4 раз).
4. Посмотри глазами вправо – раз, два, три,
Посмотри глазами влево – раз, два, три. (Повторить 3-4 раз).
Посмотреть вправо – влево.
5. Пальчик к носу движется, а потом обратно,
На него посмотреть очень нам приятно. (Повторить 3-4 раз).
Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно. (Повторить 3-4 раза).
- Ребята, все экспонаты музею подарили люди, которые занимаются раскопками, и обычные люди, жители нашего города Кудымкара.
- Ребята, нам пришло еще одно письмо (конверт). Приглашение с музея, сотрудники музея приглашают вас в гости к себе.
Практическая часть
- Ребята, прежде чем идти в гости, давайте сотрудникам музея приготовим в подарок открытку!
- У вас на груди значок, посмотрите, какого он цвета. Найдите значок такого же цвета на столе, пройдите к своему столу.
Дети рассаживаются за стол, на котором лежат принадлежности для аппликации.
- Ребята, посмотрите какой красивый костюм, он весь вышит орнаментом. (Показываю 4 картинки с изображением коми-пермяков. Рассматриваем орнамент на одежде). Каждый элемент орнамента имеет свое значение и свое название. Вот некоторые из них: КРЕСТИК, ГРЕБЕШОК, СОРОЧЬЯ ЛАПКА, ЯГОДКА, ЗУБ ПИЛЫ, ПТИЦА и другие (показываю элементы на орнаменте). Рассматриваем расположение орнамента на одежде куклы, образец на доске.
Детям за каждым столом дается свое задание:
1 подгруппа детей: знак желтого цвета – украшают рубашку;
2 подгруппа детей: знак зеленого цвета – украшают фартук;
3 - 4 подгруппы детей: знак красного цвета, украшают кушак.
Перед тем как начать, давайте разомнем наши ручки.
Гимнастика для рук.
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать (на каждое слово хлопки).
Это Ваня (показывают большие пальцы,
Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивают).
Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы вытянуты из кулачка, покачивают указательными пальцами).
А Сергей - он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулака,
А Матвей - он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы).
А Никита хоть и мал, очень ловок (вывести мизинцы) и удал (выпрямляют все пальцы).
- А теперь, ребята, приступаем к работе.
- Ваши подарки для музея готовы. Когда мы пойдем в музей, обязательно подарим эти открытки.
Заключительная часть
- Ребята, вам понравилось украшать одежду? (Ответы детей).
- Какой элемент орнамента вы изобразили в своих работах?
- Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).
- Ребята, я предлагаю организовать в группе выставку из ваших открыток. Завтра, когда мы пойдем на экскурсию в музей, вы возьмете свои открытки с собой.