Елена Саламатина
Культурно-досуговая деятельность детского сада «Музей кукол»
▼ Скачать +Заказ
Содержание:
1. Паспортные данные мини-музея
2. Положение
3. Приказ
4. Аспекты музейной деятельности
5. План работы по созданию музея
6. Характеристика мини-музея
7. Тематический план проведения занятий в мини-музее
8. Перспектива развития мини-музея
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование музея :
«Музей кукол»
Публикация «Культурно-досуговая деятельность детского сада „Музей кукол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Профиль музея :
Познавательный.
Цель:
Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в различном ее проявлении как промышленной, так и авторской.
Задачи:
• Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
• Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
• Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
• Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;
• Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
• Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
• Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
• Патриотическое воспитание;
• Художественно-эстетическое воспитание;
• Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы ребёнка;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены разные виды кукол – куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья.
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2017 году. Под экспозиции выделены полки в группе № 1 детского сада.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
Формы деятельности :
• фондовая;
• поисковая;
• научная;
• экспозиционная;
• познавательная.
Оформление музея :
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение визуально разделено на две зоны. В верхней части полки расположены куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями.
ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ
«Музей кукол»
МБДОУ «Детский сад № 22»
1. Общие положения
1.1. Музей является тематически систематизированным собранием кукол в народных костюмах дальнего и ближнего зарубежья и народных тряпичных кукол. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Цели и задачи
2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.
2.2. Задачами музея являются :
Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде культуры родного края.
Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.
3. Содержание и формы работы
3.1. Актив музея проводит следующую работу:
• Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
• Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
• Обеспечивает сохранность музейных предметов;
• Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
• Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
• Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
№ Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап Педсовет.
Родительские собрания.
Анкетирование. Апрель 2017 г. 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.
2. Практический этап Сбор и изготовление экспонатов.
Оформление выставки.
Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов). В течение года.
Июнь 2017 г.
Октябрь-ноябрь 2017 г. Создание мини-музея
3. Подведение итогов Заседание инициативной группы.
Проведение экскурсии в музей Москвы на выставку «По одёжке встречают»
Экскурсии в мини-музей Сентябрь 2018 г.
Май 2018 г.
В течение года. Дети-экскурсоводы клуба «Родник» проводят экскурсии в мини-музее.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованные досуги.
3. Мастер-классы, семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
месяц содержание задачи участники
сентябрь Знакомство с народным костюмом (подготовительная группа) Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, учить сравнивать и анализировать.
Знакомить детей с историей народного костюма и его элементами. Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.
октябрь «В сказке ложь, да в ней намёк…» - театрализованный досуг для детей средней и старшей группы. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков. Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.
ноябрь Театрализованный досуг по ознакомлению детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит» (подготовительная группа). Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.
декабрь «Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер-класс для детей детского сада по изготовлению обереговой куклы «Рождественский ангел» (подготовительная группа). Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. Руководитель мини-музея, дети.
январь «Глаза страшатся, а руки делают» - мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению обрядовой куклы «Домашняя Масленица». Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Руководитель мини-музея,
воспитатели, родители, дети.
февраль Театрализованный досуг по ознакомлению детей с обрядовыми куклами на Руси «В гостях у Марьи Искусницы» Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. Руководитель мини-музея,
Воспитатели, дети.
март «Игрушечных дел мастера» - мастер-класс на выставке детского творчества «Надежда» по изготовлению обрядовых тряпичных кукол «Веснянка», «Птичка». Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. Руководитель мини-музея, дети, взрослые.
март Экспозиция работ «Нетрудное дело, да не всякому даётся» на выставке детского творчества «Надежда». Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Руководитель мини-музея.
апрель Театрализованный досуг «Берегиня» по ознакомлению детей с обереговыми куклами на Руси. Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.
май Анкетирование родителей старшей и подготовительной группы. Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы Руководитель мини-музея, воспитатели, родители.
май 18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средней и старшей группы. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
• Подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
• Пополнение альбома и каталога музея;
• Мастер-классы для воспитателей и родителей;
• Идивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
• Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ «Детский сад № 22»
Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___
___
В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ___
Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ___
Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ___
Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ___
Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ___
Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ___
Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ___