Валентина Юрьевна Боркунова
Муниципальный этап всероссийского конкурса «Воспитатель года России. Лесенка успеха»
▼ Скачать + Заказать документы
«Синквейн как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Пояснительная записка
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Лексика и грамматический строй – это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи: в последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в речевом развитии. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Публикация «Муниципальный этап всероссийского конкурса „Воспитатель года России, Лесенка успеха“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития коммуникативных способностей в части лексико-грамматических средств языка.
Актуальность
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Практика показала, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать синквейн как средство развития коммуникативных способностей. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Актуальность использования наглядного моделирования в развития коммуникативных способностей у детей с ОНР состоит в следующем.
1. Использование наглядного моделирования вызывает интерес у детей и помогает решить проблему утомляемости и потерю интереса к занятию.
2. Символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.
3. Дети учатся систематизировать полученные знания.
Цель использования технологии синквейна
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников с ОНР с применением технологии синквейна.
Задачи
- обучать детей методу составления синквейна с использованием схем;
- развивать коммуникативные навыки при помощи технологии синк-вейна;
- облегчать процесс усвоения понятий и их содержания.
- способствовать расширению объема и активизации словаря, пониманию значения слова;
- развивать когнитивные способности;
Методы обучения
При использовании технологии синквейна в развитии лексико-грамматической стороны речи используется преимущественно словесный метод: беседа, объяснение, консультация, диалог.
Принципы и подходы к составлению и использованию технологии синквейна
Правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово, чаще всего, существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая личное отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Напри-мер, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Этапы работы
Работа с применением метода синквейна состоит из нескольких этапов.
Этап 1. На начальном этапе составления синквейнов мы используем иг-ровые упражнения на развитие лексико-грамматических представлений. Это речевые игры-задачи по подбору признаков, действий к заданному слову («Какая? Какой? Какое? Какие?», «Что может делать этот предмет?»); по подбору синонимов к частям речи («Скажи по-другому», «Подбери словечко»). Особенно любимая детьми игра – «Аукцион слов».
Все игровые упражнения подбираются в соответствии с познавательной темой месяца комплексно-тематического планирования, что способствует более глубокому усвоению материала.
Этап 2. Задача второго этапа : научить детей высказывать своё мнение по какому-либо вопросу. Для этого мы также используем различные речевые игры, например, «Речевой хоккей», в ходе которой педагогом выдвигается гипотеза, а дети, разделившись на две команды, высказывают свои суждения, аргументируют своё отношение к предмету или явлению с точки зрения его противоположных свойств и признаков. Например, дети находят положительные и отрицательные стороны в каком-либо явлении жизни, природы.
Этап 3. В ходе заключительного этапа дети знакомятся со схемой синк-вейна, условными обозначениями предмета, признака, действия. С помощью схемы ребята начинают создавать синквейны по заданному слову (например, «Яблоко», «Малыш») или словосочетанию (например, «Ранняя весна», «Праздничный салют»). Для детей, которые еще не умеют читать, мы предлагаем алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем с помощью рисунка оформляют их.
Для более успешного освоения детьми технологии синквейна мы привлекаем к участию родителей. С этой целью нами были разработаны памятки по составлению синквейна и проведена консультация, подчеркивающая важность предложенной работы в развитии коммуникативных способностей детей. В итоге работы с родителями в нашей группе появилась такая традиция как составление семейных синквейнов по познавательным темам или по самостоятельному выбору. Коллекция семейных синквейнов представлена в сборнике «Книга синквейнов».
Таким образом, работа по использованию синквейна позволила мне не только развить коммуникативные способности детей, но и разнообразить семейный досуг с детьми.
Вариативность
Кроме самостоятельного составления синквейна, возможно варианты:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, т. е. без первой строки, необходимо на основе существующих строк определить ее).
Ожидаемые результаты
1. Сформированные представления детей о технологии составления синквейна.
2. Умение подбирать существительное, отражающее главную идею.
3. Умение подбирать прилагательные, описывающие основную мысль.
4. Умение подбирать глаголы, описывающие действия в рамках темы.
5. Умение показать отношение к теме одной фразой.
6. Умение подобрать существительные, отражающие суть темы.
Заключение по практическому использованию синквейна
Использовании технологии синквейна позволил сделать следующие выводы.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит образовательной программе в той её части, которая касается развития социально-коммуникативных способностей у детей. Синквейн служит средством оптимизации учебного процесса.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необ-ходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться со-ставление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн становится для них весёлым и занимательным занятием.
Методическое обеспечение
1. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
2. Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
3. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).
4. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
5. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.