Яна Есина
Выступление на брифинге в рамках конкурса «Воспитатель года-2017»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Есина Яна Владимировна, я работаю воспитателем в детском саду №2. Готова вам презентовать свою визитную карточку.
На свете есть множество разных миссий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней
Той, что выбрала я!
Публикация «Выступление на брифинге в рамках конкурса „Воспитатель года-2017“» размещена в разделах
Переступив впервые порог детского сада (а было это 3 года назад, я задумалась: «Смогу ли я справиться со своей задачей? Задачей воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную? Смогу ли достичь главной, по моему мнению, цели воспитателя – развивать самые крошечные задатки ребёнка?»
Не всё сразу получалось. Порой приводила в замешательство неспособность выполнять простейшие задачи. На помощь пришли старшие коллеги и, конечно, дети. Временами ловила себя на мысли, что мои маленькие воспитанники в некоторых ситуациях гораздо мудрее и опытнее меня. Постепенно стала привыкать к своей новой роли. И вот сегодня могу немножко рассказать о своей работе.
Сейчас существует огромное количество интересных технологий и методик взаимодействия с дошкольниками. Мне очень близка мягкая технология личностно-ориентированного взаимодействия, основой которой является общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.
Идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ключевая позиция – помощь и поддержка ребёнка. В своей деятельности я применяю элементы технологии руководства самостоятельной деятельностью детей. Плюсы её в том, что использовать её можно во всех возрастных группах.
Обязательные условия работы:
- правила деятельности вырабатываются самими детьми;
- они должны быть чёткими, краткими;
- учитывают возрастные особенности;
- должны быть воспроизводимыми ;
- иметь зрительный образ.
Виды правил:
1) Правила поведения. Это самая большая группа правил. Она представляет собой карточки с иллюстрациями. В младшем и среднем возрасте правила обговариваются воспитателем вместе с детьми, он же следит за их выполнением: подбираются картинки к этим правилам. В старшем возрасте правила вырабатываются самими детьми и за их выполнением следят тоже дети (пиктограммы-напоминания) : сами договариваются о том, что будет в случае того или иного нарушения правил.
Правило должно быть чётким, кратким: «помоги», «помирись», «попроси», «извинись», «убери» и т. д. Правило живёт в группе 1 месяц, потом убирается. Если имеется массовое невыполнение правила, оно возвращается на видное место. Как правило, в группе приживаются правила, сформулированные самими детьми, а не мной.
2) Звуковой сигнал. При организации самостоятельной деятельности ребёнок должен знать, сколько времени на это отведено. С этой целью я использую колокольчик. Первый звонок – предупреждение, что необходимо заканчивать самостоятельную деятельность. Второй звонок – необходимо подойти к воспитателю. Это правило позволяет детям более плавно переходить от самостоятельной деятельности к организованной.
3) Цветные ладошки. Самостоятельная игровая деятельность может быть прервана по какой-то причине, тогда применяется символ-ладошка (их должно быть по количеству детей). Например, не закончена постройка: красная – не трогать, буду заканчивать; зелёная – можно достроить; жёлтая – можно разобрать.
4) Мальчики-девочки. Вы знаете, как любят дети туалетную комнату (можно поплескаться, спрятаться) и как трудно их от этого отучить. Действует простое правило: на дверь туалета вешаются две карточки с изображением мальчика и девочки. Когда в туалете никого нет, они перевёрнуты обратной стороной. Когда вошли девочки, переворачивается девчачья карточка. Это сигнал для мальчишек – «Не входить!» И наоборот.
Технология оценки и самооценки вводится со средней группы. Используются наглядные символы.
Средний возраст:
-солнышко – я старался и у меня всё получилось;
- солнышко, частично закрытое тучками – я старался, н у меня не всё получилось;
- тучка – я старался, но у меня не всё получилось, но я в следующий раз постараюсь, и у меня получится.
Старший возраст:
- большой палец, поднятый вверх – я старался, и у меня всё получилось;
- черепаха – я старался, но у меня не всё получилось, делал медленно, но я буду стараться, и у меня всё получится;
- заяц – я старался, но у меня не всё получилось, я поторопился, но я буду стараться, и у меня всё получится;
- большой палец, опущенный вниз – я старался, но у меня не получилось, но я буду стараться, и у меня всё получится.
Ключевая фраза – «Я буду стараться и у меня всё получится».
Данная технология учит детей быть объективными в оценке своей деятельности. В результате возникают положительное эмоциональное отношение к занятиям, появляется стремление к новизне, фантазированию.
Многое зависит от желания, стремления педагога. Если воспитатель не боится перемен, новизны, то он будет делать уверенные шаги к достижению цели. Спасибо за внимание!