Галина Горская
Совместная работа взрослых и детей по освоению начальных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
«Совместная работа взрослых и детей по освоению начальных математических представлений в ходе режимных моментов и в процессе самостоятельной деятельности»
Дидактика дошкольной педагогики рассматривает формирование элементарных математических представлений у детей как важный элемент их умственного развития. Методика их формирования призвана оказывать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математических понятий в школе, способствовать воспитанию разносторонне развитой личности.
Публикация «Совместная работа взрослых и детей по освоению начальных математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Работа по формированию элементарных математических представлений в нашем ДОУ ведётся в рамках Основной Общеобразовательной программы дошкольного образования, является составной частью образовательной области «Познание» и направлена на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями.
Работа по развитию математических представлений осуществляется под руководством педагога не только на систематически проводимых занятиях, но и вне их: утром, днём во время прогулок, во вторую половину дня, два – три раза в неделю.
В летний период материал по математике повторяется и закрепляется на прогулках в играх.
Для закрепления математических представлений своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей являются дидактические игры, игровые упражнения разнообразные по форме и содержанию. Благодаря обучающей задаче, облеченной игровую форму, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.
Все эти средства лучше всего поместить в зоне самостоятельной и игровой деятельности, т. е. в уголке занимательной математики – это специально отведенное, оснащённое играми, пособиями, материалами и определенным образом оформленное место. Организовать его можно, используя для этого обычные предметы мебели : стол, шкаф, тумбочки, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми небольшой группой.
Желательно постепенно вносить в уголок новые дидактические игры и пособия, а по мере их освоения обновлять, учитывая интересы и склонности детей, а также изучаемый на занятиях материал.
Хранятся дидактические игры в основном в коробках фабричного производства или сделанных своими руками или в пластиковых конвертах с указанием названия игры, цели, которую она преследует описания и содержания игры.
Дидактическая игра – это совместная деятельность взрослого и ребенка, которая организуется и направляется педагогом.
Ведущую роль берет на себя воспитатель, но возможен и другой вариант. Например: игра «Арифметическое лото», воспитатель, как и все участники игры, получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выигрывает, т. е. является равноправным участником игры.
Организуя знакомую детям игру, педагог может предложить одному из них рассказать, т. е. напомнить правила игры, игровую задачу.
Также возможен такой вариант, когда воспитатель выбирает сообразительного, способного к обучению ребенка, который сможет усвоить правила и суть игры, обучает этого ребенка игре. Впоследствии этот ребенок может выступать в роли ведущего, привлекая других детей к совместной игре. Например: Алеша приглашает детей для игры : «Ваня, Юля, у меня есть новая интересная игра – «домино», хотите поиграть в нее вместе?». Если дети соглашаются на игру, ребенок – ведущий объясняет правила игры, в ходе игры помогает, подсказывает.
Работая с дидактическими играми и пособиями, мы используем такие формы работы, как:
-индивидуальная, которая планируется в утренние и вечерние часы с малоактивными, пассивными детьми, которые плохо усвоили материал занятий и его надо повторить и закрепить.
Например: я предлагаю Вадику, который слабо ориентируется на листе бумаги поиграть в игру «Посади игрушки на место». Во время игры Вадик закрепляет умение двигаться по листу в определенном направлении и обозначать эти направления словами;
Следующая форма работы это :
- работа с небольшой группой детей.
Например, игра «Бросай, дни недели называй», где участвует от 2 до 6 детей. Дети по очереди, бросая куб, соотносят количество точек на нем с цифрой, а затем называют день недели, который соответствует этой цифре.
В утренние и вечерние часы также можно планировать настольно – печатные игры, которые хорошо знакомы детям и они могут играть с ними самостоятельно, как индивидуально, так и не большой группой.
Например игра: «Найди похожую фигуру», цель которой классификация предметов по форме. Если ребенок играет один, он складывает предметы, используя карточки всех фигур сразу. Если играет небольшая группа детей, то каждый берет по одной фигуре и подбирает фигуры, соответствующие ей.
На прогулке мы можем планировать подвижные игры с дидактическим содержанием, которые проводятся со всей группой детей или с небольшой подгруппой детей.
Дети нашей группы любят играть в игру с мячом, в которой закрепляются соседи числа. Бросая ребенку мяч, даю задание: «Юля, ты должна сказать на один меньше, того числа, которое я назову», «Ваня, а ты на один больше. Можно предложить детям другой вариант это же игры «Скажи наоборот». Бросая ребенку мяч, называть свойства предметов, ребенок говорит противоположное значение: тонкий – толстый, узкий – широкий и т. д.
Также можно проводить такие игры, как «К такому предмету беги», где детям дают задание:
-беги к тонкому (толстому) дереву
к высокому (низкому) дереву
-беги к широкой (узкой) лавочке
Беги к высокой, низкой лестнице и т. д.
В ходе этих игр закрепляются представления о свойствах предметов и умение ориентироваться на местности.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с числами и цифрами.
2. Игры – путешествия во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на развитие логического мышления.
Давайте рассмотрим каждую группу.
Игры с числами и цифрами служат для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа, закрепляют прямой и обратный счет.
Чтобы дети могли свободно оперировать числами в пределах первого десятка, можно использовать следующие игры:
«Игра с яблоками» счет в пределах 10
«Занимательный счет» - настольно – печатная игра
«Сосчитай птенцов» счет в пределах 10
«Рики – тики» счет в пределах 10
«Друг за другом» прямой и обратный счет
«Переправа через болото» прямой и обратный счет
«Назови число» соседи числа
«Засели замок» состав из двух меньших
«Числовые ворота» состав из двух меньших
«Собери шесть предметов» счет и форма
«Треугольное домино» настольная игра
Для детей подготовительной школ группы можно использовать следующие игры:
«Математический поезд»
«Собери ромашку»
«Собери осколки метеорита»
В этих играх формируется умение производить арифметические действия в пределах 10, закрепление состава числа из двух меньших.
Для детей подготовительной к школе группы можно предложить дидактическое пособие «Доска Селенга». Это пособие используется для знакомства детей с образованием чисел второго десятка. Состоит из картонной карточки, разделенной на прямоугольники, в которых напечатана цифра десять и картонных квадратов с обозначенными на них цифрами от 1 до 9. Путем наложения квадратов с цифрами от 1 до 9 на 0, получаем числа второго десятка от 11 до 19.
Для знакомства детей с цифрами мы пользуемся таким пособием, как коллажи из цифр и картинок. Эти пособия были изготовлены родителями совместно с детьми.
Вторая группа игр – путешествие во времени. В какой именно последовательности знакомить детей с мерой времени, с какой начать?
В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток. Умению распознавать и называть части суток учат уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представления о последовательности частей суток и сутках в целом, используя также дидактические игры «Когда это бывает?», «Закончи предложение», «Вчера, сегодня, завтра».
В старшей и подготовительной к школе группах на основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начинать знакомить с часами, с длительностью таких мер времени, как минуты и часы.
В своей группе для знакомства с днями недели мы используем пособие «Сказка Дни недели». Дети ежедневно называют утром текущий день недели, его цифровое обозначение, цвет домика в котором он живет, выставляют в карман человечка – день недели, а также говорят какой день был вчера, какой будет завтра. У каждого дня недели есть своя песенка, стихотворение. А в конце каждой недели дети поют песенку обо всех днях недели. Во время экскурса вы видели это пособие.
Также можно предложить детям игру «Бросай, дни недели называй», которую придумала и разработала я сама. Дети бросают куб и ставят стрелку напротив цифры, соответствующей выпавшему на кубе количество кружков, называют число и называют день недели, соответствующий этому числу.
Для ознакомления с понятием год, месяц мы разработали и осуществили информационный проект на тему: «Что мы знаем о календаре?». В ходе проекта познакомили детей с историей возникновения календаря; с историей появления его на Руси.
Оформили выставку различных календарей с привлечением к сбору материала детей и их родителей.
Также родители принимали участие в продуктивной деятельности по изготовлению вместе с детьми календарей будущего.
В результате проведенной работы дети узнали много интересного и познавательного. Участвовали дети в проекте увлечено и с интересом.
В дальнейшем, в подготовительной к школе группе мы планируем разработать и осуществить совместный проект по ознакомлению детей с историей часов, их разновидностями.
В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве.
Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по созданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Например: «Стол стоит справа от меня, а шкаф с игрушками сзади».
Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей, это:
«Фигуры высшего пилотажа»
«Посади игрушки на место» ориентировка на листе бумаги
«Волшебный коврик»
«Что кому?»
«Что изменилось?» ориентировка на местности
В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает умение ориентироваться на плоскости, в двухмерном пространстве.
Для развития ориентировки в двухмерном пространстве можно использовать линейку – трафаретку. Для работы с данным пособием изготавливаются образцы. Работа с линейкой – трафареткой проводится в несколько этапов. Алгоритм работы с этим пособием имеется у вас в раздаточном материале.
Все перечисленные игры и упражнения проводятся (планируются) в утренние и в вечерние часы.
А игру «Что изменилось?» можно проводить на прогулке. Стоя у какого-либо предмета, ребенок меняет свое местоположение, и определяет изменившееся местоположение предмета, обозначая это словесно. Например: «Ваня, встань у дерева, где сейчас находится дерево по отношению к тебе? Теперь повернись направо, где сейчас находится дерево?»
Формирование представлений о геометрических фигурах является важной частью математического развития старших дошкольников. Дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Для закрепления знаний о геометрических фигурах также используются различные игры и упражнения, это настольно – печатные игры:
«Найди похожую фигуру»
«Геометрическое домино»
«Мастерская ковров»
«Собери чемодан для поездки»
«Какой фигуры не хватает?»
«Закончи ряд»
А теперь рассмотрим дидактические игры на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться умение рассуждать, делать свои умозаключения. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе умственную нагрузку.
Начинать надо с самых простых головоломок с палочками, в ходе решений которых идут, как правило, трансфигурация и преобразование одних фигур в другие путем изменения количества палочек или их перемещения. Для этого необходимо иметь наборы счетных палочек, а также таблицы с графическим изображением на них фигур, которые подлежат преобразованию.
На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.
Например: таблица, где изображён прямоугольник, разделенный на 9 квадратов; к нему задание: убери 4 палочки, чтобы получилось 5 квадратов.
К более сложным относится составление плоскостных изображений предметов, птиц, животных и т. д. из специальных наборов геометрических фигур.
Это игры «Танграм»
«Колумбово яйцо»,
«Волшебный круг»
Эти игры представляют собой разрезанные определенным образом фигуры : квадрат, овал, круг на несколько частей. Они развивают воображение, логику, пространственное мышление.
Суть этих игр состоит в том, чтобы ребенок из разрезанных частей мог сложить какую-нибудь фигуру или предмет. При составлении силуэтов необходимо использовать все кусочки, не накладывая один на другой.
Знакомство и обучение этим играм должно начинаться с составления изображений по образцу. Затем используются карточки с изображением различных контуров.
После того, как дети хорошо освоят способы игры, можно предложить придумать и составить свои какие нибудь фигуры – силуэты.
К занимательному математическому материалу относятся геометрические мозаики, которые способствуют развитию сенсорных способностей, образного и логического мышления, сообразительности. Этот материал предназначен для самостоятельной деятельности детей.
Также, как вид геометрической мозаики можно использовать такую дидактическую игру, как «Умные клеточки».
Существуют игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающиеся или складывающиеся определенным образом : «Змейка», «Кубик Рубика», «Уникуб», «Уголки», «Собирайка», «Эврика», «Загадка»., «Фантазия».
Можно использовать в работе с детьми учебно-игровое пособие «Логика и цифры», суть которого такая же, как в пособии блоки Дьенеша.
В своей работе мы используем игры и упражнения, способствующие развитию логического мышления: настольно-печатная игра «Что лишнее» и задачи - вопросы. Например:
• Горело 7 свечей, 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось(7)
• У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Петушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков(1)
Игры шашки и шахматы тоже относятся к играм, развивающим логическое мышление. Шашки любимы и знакомы многим. Шашки – это умственный спорт, который воспитывает у играющих волю, выдержку, способствует развитию и тренировке памяти, сообразительности, смекалки. Учиться играть в шашки можно в любом возрасте, а с ребенком начинать играть в шашки можно уже с четырех лет. Последовательность обучения детей игре в шашки Вы также найдёте в раздаточном материале.
Итак подведем итог: что должен включать в себя дидактический материал для формирования математических представлений :
1. Комплекты наглядного дидактического материала, т. е. объекты окружающей среды в натуральном виде - это предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, камешки, раковины, природный материал.
Изображение предметов : плоские, контурные, цветные, нарисованные на карточках. Графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
2. Оборудование для самостоятельных игр и занятий - это дидактические средства для индивидуальной работы, для ознакомления с новыми игрушками и материалами. Разнообразные дидактические игры: настольные, развивающие, шашки, шахматы. Занимательный математический материал : головоломки, геометрические мозаики, конструкторы, задачи-шутки, блоки.
3. Кубики с цифрами, пазлы с цифрами и знаками. Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
Каким требованиям должен отвечать занимательный математический материал :
1. Материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен, назначения предметов и смысл вопросов должны быть ясны и понятны детям.
2. Должен быть разнообразным. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения.
3. Материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, упражнений.
4. Материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка.
Рассмотрим еще одну форму работы с детьми по освоению начальных математических представлений :
Математические конкурсы и досуги - это организованная занимательная деятельность, но не занятие, т. к. носит развлекательный характер.
Дошкольники любят соревнования и конкурсы, в том числе и математические.
С помощью математических конкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения: закрепить, уточнить, проверить знания, детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах.
Активизируется математический словарь в речи.
Математические конкурсы проводятся один раз в квартал на основе разнообразного занимательного математического материала : дидактических и подвижных игр, упражнений с предметами и игрушками, словесных игр, загадок, считалок, задач-стишков, задач-шуток, фрагментов сказок, музыки, песен.
Материал подбирается с учетом возраста, уровня развития детей, их знаний и умений, приобретенных на занятиях, а также интереса к различным видам математической деятельности.
Вначале проводится разминка. Это умственная гимнастика, цель которой «собрать» внимание детей, настроить их на решение познавательных задач. В качестве разминки хорошо предложить несложные задачи, загадки, логические упражнения.
В ходе конкурса требуется смена умственной и двигательной активности, коллективного и индивидуального выполнения заданий. Необходимо чередовать работу с использованием наглядных пособий и без них. Трудный материал должен сменяться более легким, при этом самый легкий, интересный, успокаивающий даётся в конце конкурса.
Воспитатель, который ведет конкурс, оценивает ответы детей, выполненные ими задания, мотивирует свои оценки (молодцы, вы правильно ответили на вопросы, справились с данными заданиями). В ходе конкурса используем косвенные приемы, такие как:
- напоминание («ребята, вспомните, как называются стрелки на часах?»,
- используем такой приём, как совет («не спешите, ребята, внимательно посмотрите, где стоят стрелки часов, на каких цифрах,
- разъяснения («посмотрите, какие фигуры здесь использованы и посчитайте, сколько их,
- уточнение ответов («почему ты убрал эти числа?»).
Уместны будут наводящие и подсказывающие вопросы («мишка сидит где?»).
В конце конкурса подводится итог, в котором нет победителей и проигравших, ведущий объявляет, что все команды - участницы играли увлекательно, весело, справлялись с данными заданиями. Участникам конкурса вручают памятные подарки (например, настольную игру для группы, сувениры (книжки, небольшие игрушки) или значки (самодельные медали за участие в конкурсе). Конкурс можно проводить в групповой комнате или в зале, оформленном математическим материалом.
Работая с детьми, мы одновременно проводим и работу с родителями. Провели родительское собрание, где познакомили родителей с различными видами занимательных игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием.
Оформили консультации на темы:
«Как научить играть ребенка в шашечную игру»
«Формирование математических навыков у детей»
Провели анкетирование родителей на тему: «Шашки в семье».
Мы рекомендуем родителям игры, с помощью которых они могут дома закрепить знания детей, полученные в детском саду.
Запланировали организовать фотовыставку «Играя – учимся, играя – познаём», где родители смогут увидеть, в какие математические игры дети играют в группе.
Весь математический занимательный материал, о котором мы сегодня говорили, является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач.
Спасибо за внимание.
Литература:
1. Т. Д. Рихтерман. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста».
2. Т. А. Шорыгина. «Беседы о пространстве и времени».
3. М. Д. Маханева, Г. И. Ширяева. «Математическое развитие детей 5 – 7 лет».
4. Е. В. Колесникова. «Математика для детей 4 – 5 лет».
5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. «Воспитание сенсорной культуры ребенка».
6. Е. Н. Панова. «Дидактические игры – занятия».
7. «Ребенок в детском саду» №2, 2003 г, статья «Математика по методу Монтессори»
8. «Ребенок в детском саду» №2, 2010г, статья «Графические задания»
9. «Дошкольное воспитание» №12, 2010г, «Линейка – трафаретка».