Екатерина Антоненко
Мультипликационные фильмы как средство нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Будущее государства определяется духовно-нравственным
состоянием народа, и также сохранением и развитием его культурного
наследия. Однако в последнее время социокультурная обстановка в
современной России характеризуется учеными как глобальный духовно-нравственный кризис. Следовательно, нравственное воспитание
подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества, а
период дошкольного детства является сензитивным для формирования
основ нравственных понятий, необходимых для дальнейшей жизни и
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
развития способности действовать в соответствии с доступными
пониманию детей этическими нормами и правилами.
Дошкольное детство – пора жизни, когда перед ребенком
распахивается неведомый мир взрослых, существенно влияющий на
развитие его психики. В этом возрасте актуализируется познавательная
активность ребенка, влияющая на все сферы его жизнедеятельности.
Ребенок активно осваивает социальное пространство взаимодействий. Его
нацеленность на построение успешного маршрута социальных интеракций
достаточно рельефна. Взрослеющей личности, несмотря на выраженное
устремление включиться в социум, не достает комплекса знаний, навыков
умений, а также действенного опыта выбора эффективных стратегий
взаимоотношений.
По мнению Г. Крайг социальная ситуация развития в дошкольном
возрасте характеризуется следующими предикторами:
осознанием ребенка своего места в обществе (объективизация
собственного Я и занимаемой позиции в социальных отношениях);
осознанием ребенка социальных экспектаций, норм и
требований окружения (в контексте рефлексии с личностными
экспектациями, потребностями и целями);
потребностно-мотивационной сферой ребенка, пластом его
познавательных интересов (создается контекст избирательности
дошкольника, формируется спектр индивидуальных устремлений
взрослеющей личности).
В этой связи, следует отметить, что процесс познания ребенка всегда
сопряжен с осязанием и закреплением информационного потока на трех
уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Причем,
эмоциональный аспект понимания собственного Я и окружающего мира
выступает своеобразным триггером стимулирующим рефлексию
реальности. Данные характеристики не могут не оказывать влияния на
развитие нравственной составляющей личности.
Одним из средств нравственного воспитания ребенка в период
дошкольного детства являются мультфильмы. По мнению A.A. Немирич,
это – «наиболее предпочтительный вид медиа для обучения и воспитания
детей дошкольного возраста» [2].
Особую привлекательность для дошкольников имеет яркость и
лаконичность мультфильма. Выразительные образы приковывают
внимание, а простота и доступность сюжета пробуждают и сохраняют
интерес. По мнению Е. А. Тупичкиной, Н. В. Олейник, именно
выразительность, образность и лаконичность сюжета мультфильма
позволяют решать широкий круг образовательных и воспитательных задач
[3].
Сюжеты мультипликационных фильмов и образы героев могут быть
трансляторами нравственных норм и ценностей. Смысл определенных
мультфильмов концентрирует интерес ребенка на серьезные проблемы,
несущие в себе нравственный смысл и глубокие переживания. И как
подчеркивает Куниченко О. В., «весь этот нравственно-развивающий
потенциал мультипликационных фильмов должен быть применен в системе
нравственного воспитания дошкольников, поскольку анализируемый
возрастной промежуток характеризуется активным становлением
нравственных установок и чувств» [1].
Современный дошкольник имеет суженные ориентации на
погружение в литературные источники сказок и рассказов. Вне всякого
сомнения, многое зависит от стимуляции со стороны значимых взрослых
(родительской семьи, воспитателей и др.). Дети, в эпоху интернета,
рефлексируют пласт совсем не волшебных мультфильмов, которые учат не
только образцам поведения в социальном пространстве, но и насыщают
активный словарь ребенка великолепными литературными оборотами.
В наше время довольно высок риск выхода на экраны
мультипликационных фильмов, которые не отвечают нравственноэстетическим идеалам (демонстрируют последствия несоблюдения
нравственных норм, проявления человеческих пороков, пропагандируют
агрессию и насилие). Безусловно, это не может не сказаться на развитии
личности подрастающего поколения.
В то же время есть сюжеты где образы персонажей являются
трансляторами нравственных норм и ценностей. Столь трудные для
усвоения и осознания реб нком дошкольного возраста абстрактные понятия
доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости в мультфильмах
представлены в доступной, образной форме, понятной детям. Содержание
некоторых сюжетных линий акцентирует внимание детей на серь зных
проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания.
Как следствие, просмотр мультфильмов способствует формированию
умения ребенка анализировать собственное поведение и отношение к
конкретной ситуации.
Основываясь на работах И. С. Левшиной, Е. О. Смирновой, М. В.
Соколовой можно выделить критерии к отбору мультфильмов. Такими
критериями являются: простота и доступность сюжета, пробуждающего
различные эмоции, отсутствие демонстрации опасных для жизни и
сохранения здоровья форм поведения, запоминающийся характер образов
героев, демонстрация персонажем норм поведения, полезных привычек,
утверждение абсолютной ценности любого существа, идеи дружбы,
единения, взаимопомощи, добра и справедливости [4].
Но всего этого будет недостаточно, если просмотр мультфильма не
вызовет желание реб нка «прожить» определ нную роль, воспроизводя
действия, поступки, реплики персонажей. Идентифицируя себя с героями
мультфильмов в различных видах деятельности дошкольник, через
механизм идентификации и подражания, усваивает нормы и эталоны
поведения. Соотнося свои действия, поступки, характеристики с образами
персонажей, он глубже осознают собственное Я, активизируя стремление к
его улучшению через желание походить на положительного героя,
уклоняясь от идентификации с отрицательным.
Куниченко О. В., исследуя особенности влияния
мультипликационных фильмов на нравственное воспитание детей,
подчеркнула шесть ситуаций, которые лучше могут помочь реб нку
осознать и воспринять нравственные ценности, заложенные в
мультипликационных фильмах [1] :
1. Ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма.
2. Ситуация выделения нравственного содержания, содействующая
осмыслению мотивов поведения персонажа.
3. Ситуация проявления нравственных чувств и переживаний,
увеличение эмоционального опыта.
4. Ситуация, актуализирующая необходимость в беседе со старшим
о нравственных проблемах.
5. Ситуация акцентирования внимания детей на нравственных
разногласиях персонажей мультфильма.
6. Ситуация переноса моральных установок мультипликационного
фильма на свое поведение.
Именно последовательное использование указанных ситуаций
способствует реализации нравственно-развивающего потенциала
мультфильмов, заключающегося в расширении понятий о мире,
демонстрации правильных образцов поведения, что содействует
социализации ребенка, формированию оценочного отношения к героям и
ситуациям, формированию эстетического вкуса, а главное - положительным
эмоциям и хорошему настроению.
Таким образом, мультфильмы являются действенным орудием
развития нравственных ценностей ребенка и предоставляют широкие
возможности для расширения и углубления знаний об окружающем мире.
Список использованных источников
1. Куниченко О. В. Мультипликационный фильм как средство
нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста //
Известия ВГСПУ. Серия «Педагогические науки». – № 7(82). – 2013. – с 76
– 79.
2. Немирич А. А. Дошкольное медиаобразование в России: анализ
мнений экспертов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 3.
– С. 25 – 33.
3. Тупичкина Е. А., Олейник Н. В. Мультфильм : друг или враг? :
Решаем вместе с детьми и родителями // Детский сад от А до Я. – 2012. – №
5 – С. 89 – 97.
Смирнова Е. О., Соколова М. В. Психологическая экспертиза
художественных произведений для детей // Вопросы психологии. – 2012. –
№ 6. – С. 3 – 10