Федоренкова Наталья
Мультипликация в работе с дошкольниками
Дошкольное детство – особый, богатый на открытия, неповторимый период в развитии ребёнка. Дети любознательны от рождения. Их познание аффективно, событийно и стихийно. Александр Владимирович Запорожец подчеркивал необходимость содержательного развития познавательных качеств ребенка на стадии дошкольного детства, т. к. позже преодолеть возникающие недостатки в этом плане трудно или вовсе невозможно. Одна из задач, которая стоит перед педагогами заключается в поддержании детской любознательности, стимулировании познавательной, коммуникативной и творческой активности дошкольников.
Публикация «Мультипликация в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
XXI век – век стремительно развивающихся информационных и компьютерных технологий и технических средств, которые уже вошли в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов для развития детей.
Использование средств ИКТ в образовательном процессе позволяет стимулировать познавательную активность и инициативность у современного цифрового поколения детей. Солдатова Галина Владимировна (член РАО, д. психол. наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова) анализируя проведённые исследования по проблемам восприятия и использования ИКТ детьми и подростками, приходит к выводу, что современное поколение детей существенно отличается от предыдущих поколений. Это связанно с распространенностью смартфонов, планшетов, компьютеров и сети Интернет. Таким образом, в дошкольной организации под одной крышей взаимодействуют представители разных поколений и необходимо учитывать социальную ситуацию развития современных дошкольников. Лев Семёнович Выготский (советский психолог, создатель культурно-исторической теории) особое значение придавал социальной ситуации развития, считал её источником развития психики и личности ребёнка. Евгений Александрович Ямбург (академик РАО, профессор, д. п. н.) считает, что нельзя научить завтрашнему дню по вчерашним технологиям.
Одна из современных ИКТ – технология мультипликации или анимации. Мультипликация (от лат. multiplication - умножение) или анимация (от лат. "anima" - душа, одушевление) - искусство, в основе которого лежит последовательный ряд специально созданных и «оживающих» на экране рисованных или объемно-кукольных образов. Мультипликационные фильмы любят дети разного возраста, особенно дошкольники. Яркие, образные, зрелищные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные, с другой стороны мультфильмы близки по своим развивающим и воспитательным возможностям к сказке, к игре. При просмотре мультфильма ребёнок ассоциирует себя с героем, берёт с него пример поведения. Наибольший развивающий потенциал анимация содержит в тот момент, когда ребёнок перестаёт быть зрителем и становится создателем мультфильма. Благодаря современным техническим средствам и компьютерным технологиям мультипликация стала доступна для всех. Таким образов возникла идея использовать технологию мультипликации для разностороннего развития детей.
ФГОС и ФОП ДО направлены на создание условий для всестороннего развития личности ребёнка, его инициативы и творческих способностей с учётом соответствующих возрасту видов деятельности. С другой стороны, в педагогической практики ДОУ не достаточно используются современные ИКТ и их возможности. Несмотря на развивающий потенциал мультипликации, существует крайне мало методических разработок и дидактических пособий по практическому применению этой технологии.
Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии личности ребёнка, его познавательной активности, коммуникативных качеств и творческого потенциала. Общие знания о специфике работы над анимационным фильмом дают представление о технологиях создания кино и, что очень важно, формируют уважительное отношение к коллективному труду и его результатам. Особенностью технологии является то, что процесс создания мультфильма сам по себе интересен и увлекателен. И в конце трудоемкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видеопродукта.
Применение ИКТ для создания социальной ситуации развития ребёнка с учё том 5 образовательных областей:
• речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
• познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
• художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
• социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
• физического развитие (развитие мелкой моторики рук).
В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, конструирование из разного материала, изобразительная, двигательная.
Создание мультфильма – это сложный многогранный, многоступенчатый процесс. В нё м существуют несколько этапов:
1. Определение общей идеи и техники, в которой будет изготовлен мультфильм.
2. Разработка сценария мультфильма, раскадровка.
3. Изготовление героев и декораций.
4. Покадровая съёмка.
5. Озвучивание.
6. Соединение мультфильма (монтаж, титры).
7. Просмотр готового продукта
Участие родителей.
• Знакомство с технологиями мультипликации и анимации
• Выставка рисунков
• Помощь в изготовлении декораций
• Совместный с детьми просмотр готовых мультфильмов
Благодаря применению технологии анимации у детей наблюдается:
• Развитие психики: речи, воображения, памяти, мышления, внимания, способности планировать и организовать свою деятельность для достижения результата.
• Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности и активности, умения работать в коллективе для достижения общей цели.
• Развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, уважения к труду и его результатам.
Практический результат:
• Дети знают этапы и техники создания мультфильмов, профессии мультипликаторов (сценарист, художник, оператор, режиссер, звукорежиссер).
• Созданы 5 мультфильмов в разных техниках.