Галина Горетая
Мультфильм — помощник в обучении детей правилам безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка. Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Публикация «Мультфильм — помощник в обучении детей правилам безопасности» размещена в разделах
С наибольшей силой влияет на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, природе - мультипликация. Мультфильм - это своеобразный учитель, Ваш помощник в обучении детей правилам безопасности. Просмотр мультфильмов помогает в игровой, легкой форме преподнести малышу необходимые правила безопасности. Неоднократный просмотр помогает запомнить и довести до автоматизма нужные действия.
Очень часто бытовые несчастные случаи происходят из-за непонимания опасности. Дом воспринимается ребенком, как безопасное место. Необходимо объяснить малышу, что некоторые вещи в повседневной жизни могут быть опасны. В анимационных фильмах показаны ситуации, которые могут произойти в любом доме, в любой квартире. Положительные и отрицательные герои рассказывают, как избежать беды, что делать, если неприятная ситуация все же произошла. Обязательно указывается номер телефона, по которому нужно позвонить и позвать на помощь.
Однако, при организации педагогической деятельности по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, природе посредством мультипликации возникают следующие противоречия:
- между традиционным подходом к содержанию и организации педагогической деятельности по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, природе и потребностью внедрения методов развивающего обучения, наиболее адекватных современным целям образования;
- между объективной потребностью в формировании у дошкольников основ безопасного поведения в быту, природе и отсутствием системного практического опыта по данному вопросу;
- между необходимостью формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, природе и недостаточно эффективным взаимодействием с родителями по данной проблеме.
Проблемой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе занимались такие педагоги и психологи, как Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая, Н. В. и др.
Н. Н. Авдеева даёт следующее определение безопасному поведению в быту, социуме, природе: «Безопасное поведение в быту, социуме, природе в дошкольном возрасте - это усвоение детьми-дошкольниками определённых правил поведения в повседневной жизни».
В работах К. Ю. Белой, Н. С. Голицыной сказано, что «важно не только оберегать ребенка от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения».
Особое предназначение в формировании у воспитанников ДОО безопасного поведения в быту, социуме и природе отдаётся ИКТ (в данном случае мультипликации).
«Мультипликация сложный и многоструктурный процесс. Она обладает чрезвычайно высоким потенциалом эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательнообразовательными возможностями».
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Изучив труды учёных и педагогов-практиков В. А. Ананьева, Е. В. Мелкоозёровой мы пришли к выводу, что познавательные мультфильмы способствуют развитию у дошкольников воображения, любознательности, познавательной мотивации, формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
«В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты, входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и т. д. Особое место в мультипликации отводится обучению детей дошкольного возраста основам жизнедеятельности».
Библиографический список
1. Авдеева, Н. Н., Князева, O.JL, Стеркина,
Р. Б. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей
дошкольного возраста»/ Н. Н. Авдеева, O.JI. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : Академия, 2015. - 107 с.
Ананьев, В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников/ В. А. Ананьев. - Томск: Изд-во ТГУ, 2014. - 220 с.
2 Аромаштам, М. Дети смотрят мультфильмы : психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду/М. Аромаштам. - М. : Просвещение - 2006. - 332с.