Елена Смирнова
Консультация для родителей «Можно ли научить произносить шипящие дома?»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно. Совсем другая ситуация, когда дефект звукопроизношения есть после 4, 5 - 5 лет – в этом случае важна помощь логопеда, чтобы неправильное произношение не закрепилось во взрослой жизни.
Достаточно распространенное нарушение речи у детей – это неправильное произношение шипящих звуков - Ш, Ж, Ч, Щ. Звук Ш является базовым в группе шипящих, поэтому его постановка первостепенна (это является базой для освоения правильного произношения остальных шипящих звуков).
Почему возникают проблемы
Темочки:
с произношением шипящих?
Речь зависит от нормального функционирования органов и систем:
• дыхательной;
• голосового аппарата;
• артикуляционного аппарата;
• физиологического слуха;
• центральной нервной системы (ЦНС).
Неправильное произношение шипящих звуков может быть обусловлено неверным поведением родителей:
• Слишком часто и надолго дают соску ребенку. Особенно в тот период, когда у детей формируется речь (ранний возраст). Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.
• Родители намеренно коверкают свою речь, чтобы, по их мнению, так было понятнее их ребенку.
• Родители требуют от ребенка говорить внятно, при этом не объясняя и не показывая на собственном примере, как именно это делать (какое положение должны занимать артикуляционные органы).
• Нарушения слуха у ребенка, которые были вовремя не замечены родителями.
Почему возникают проблемы
с произношением шипящих?
Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.
Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т. д.
Далее переходят к более сложным упражнениям.
Вам помогут упражнения:
• «Лошадка скачет» (цоканье язычком)
• «Грибок» (широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот)
• «Кошка лакает молоко» (поднимать кончик высунутого язычка и заводить его за верхние зубы)
• «Блинчик» (улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык, положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд)
• «Прячем конфету» (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо)
• «Чашечка» (боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды)
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика также является частью подготовки к постановке шипящих звуков, которая позволяет сформировать необходимую базу. Чтобы заинтересовать ребенка, можно привлечь его к подготовке таких упражнений: вырезать вместе с ним полоски бумаги, разноцветные осенние листики и т. д.
Для примера приведем несколько упражнений:
• «Футбол» (сдувать ватные шарики, катая их по столу)
• «Забей мяч в ворота» (на столе сооружаются импровизированные «ворота» (можно использовать большие кубики, делают шарики из ваты)
• «Снежинки на носу» (ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Здесь также важна правильная артикуляция: широкая улыбка, язык на верхней губе)
• «Листья летят» (по той же схеме, т. е. ребенок должен дуть на листья, соблюдая правильную артикуляцию. Используются разноцветные листья, вырезанные из бумаги, чтобы ребенку было интереснее).
Общие рекомендации для родителей:
Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций:
• Необходимо создать благоприятную разговорную среду. В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова.
• Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия.
• Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т. д.
• Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры.
Удачи Вам и вашим детям!