светлана мельникова
Мотивационная готовность к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующее:
а) интеллектуальная готовность (предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности).
Публикация «Мотивационная готовность к обучению в школе» размещена в разделах
б) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.
в) мотивационная (личностная) готовность (включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика
Мы остановимся лишь на одной позиции - мотивационной готовности детей к школе, что входит в это понятие и какие методы мы используем для того, чтобы повысить эту готовность у детей.
Мотивационная готовность к обучению в школе развивается постепенно.
Когда спрашиваешь детей- хотят ли они пойти в школу, подавляющее большинство ответят, что хотят. Следовательно, можно сделать вывод, что мотивационная готовность у них есть.
Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание
учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышали, что попасть в школу очень важно, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.
Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе.
Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если ребенок часто слышит разговоры о том, что в школе не интересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже 5 летним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.
Таким образом, первым этапом является интерес к внешней стороне учебы, к
процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.
Исследования мотивов учения старших дошкольников показали, что мотивы,
связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. Отношение старших дошкольников к учению связано с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Это - познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания,проявлять интеллектуальную активность. Здесь особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям.
Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
Новая деятельность не возникает сразу во всей своей структурной целостности, а складывается постепенно. При этом одни ее компоненты появляются раньше, другие — позже. В дошкольном детстве учебная деятельность формируется, опираясь на ведущую деятельность данного возраста — игру, последовательно включая в нее элементы учения.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и
воспитания.