Мария Суродькина
Мордовский фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Публикация «Мордовский фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Ребёнок может прийти в детский сад с плохим настроением. Разобраться в причинах плохого настроения, отвлечь, успокоить ребёнка — вот основная задача воспитателя. В подобной ситуации актуальны пальчиковые игры. Дети с удовольствием рассматривают свои пальчики, играют с ними, идёт на контакт с воспитателем. Прислушиваясь к словам потешки, дети веселеют, начинают внимательно смотреть на воспитателя, пытаются повторить слова.
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Используя в своей работе региональный модуль «Мы в Мордовии живём» я знакомлю детей с мордовским фольклором.
С помощью мордовского народного фольклора решаются следующие задачи:
образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
развивающие:
- развивать творческие способности у детей дошкольного возраста;
-развивать самостоятельность, инициативу, побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.
- развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию художественных произведений.
- развивать речевые и исполнительские способности.
-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества мордовского народа.
воспитательные :
- заложить нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам.
Прежде всего, необходимо было подобрать потешки, приговорки, попевки. Просматривая хрестоматии, я обращала внимания на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям.
Особенный интерес вызвали произведения талантливой эрзянской сказительницы Серафимы Марковны Люлякиной. Знакомясь с творчеством С. М. Люлякиной, мы рассмотрели с детьми её портрет. Я рассказала детям, что в давние времена, длинными, зимними вечерами в домах собирались люди под одной не яркой свечкой и рассказывали сказки. Особенно сказки любили дети. Перед сном бабушки и мамы рассказывали детям сказки. Дети эти сказки передавали своим детям, а мы узнали сказки от наших мам и бабушек. Были и признанные сказатели, которых приходили послушать из других деревень. Одной из таких и была Серафима Люлякина.
Её загадки, песни, сказки, колыбельные оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребё нка: поучения, заключенные в них, легко запоминаются и воспринимаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей. Благодаря простоте и мелодичности звучания колыбельных дети легко запоминают их. При прослушивании песни С. М. Люлякиной «Бояравась удомась» дети очень внимательно слушали исполнение, ведь звучала красивая колыбельная, написанная с необыкновенной теплотой и любовью.
Утю-балю, тякинем,
Баю, седей тарадкем,
Седе курок матедевть,
Удомасот пурнак превть.
Утю-бай, балю-бай!
Бояравась-удомась
Яки эрьва кудова,
Чевте кедьсэ штюпасы,
Эрьва пакшанть мадьстясы.
Утю-бай, балю-бай!
Балю-бай, утю-бай!
Утю-балю, деточка,
Баю, сердца веточка,
Поскорее засыпай,
В снах ума ты набирай!
Балю-бай, утю-бай!
Утю-бай, балю-бай,
А-а-а-лю-бай!
Так может сочинить только милая ласковая мама и совсем неважно, чья она мама. Качая куклу, дети повторяют слова песни «Баю, баю, утю бай…», делают имитационные движения: баюкают. Укладывая детей спать, часто повторяю небольшие русские и мордовские колыбельные песенки, напевая их не громко, нежно, напевно.
Очень нравится детям потешка «Петушок».
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаёшь,
Ване спать не даёшь?
Ах, петух мой злодей
Закричал он посильней.
Разбудил мово он Ваню,
Что теперь я делать стану?
Ах ты, Петя-петушок
Посажу тебя в мешок,
На базаре я продам
И за так тебя отдам.
И с тех пор Петушок
Золотой гребешок
Не поёт на заре
Дает спать Ване, мне.
Дети не только повторяют вслед за взрослым короткие слова стихотворного текста, но и выполняют несложные действия, о которых говорят в поэтическом произведении: дети шутливо грозят пальчиком, ругая Петушка за раннее пробуждение.
Ласковость и доброжелательность произведений вызывает у детей чувство сопереживания. Так, после прослушивания сказки «Зайчик и пёс», мы обсудили поведение пёсика, который украл зайчика с базара, пожалели зайку.
Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме произведения С. М. Люлякиной раскрывают общечеловеческие ценности. Стихи - бытовые, о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для речевого общения, познавательной деятельности.
Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так мордовский фольклор оказывает воспитывающее влияние на детей.
С использованием фольклора развивается и двигательная активность детей : дети с удовольствием играют в такие мордовские игры, как «Нумолкинесэ» («В зайчиков», «Кругсо» («В круги», «Урнэсэ» («В белочек»). При использовании народных подвижных игр необходимо учитывать уровень двигательных умений и навыков детей, принцип сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач. Дети активно участвуют в народных играх, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают яркие игровые образы: например, ребенок идет твердым шагом — “волк идет”, с гордой осанкой — “Петушок – золотой гребешок”. Народные игры и содержащийся в них материал способствуют овладению родной речью. В процессе игр – забав, развивается не только речь, но и мелкая моторика.
Одной из форм работы с детьми является прослушивание музыки. Дети младшего дошкольного возраста хорошо чувствуют ритм мелодии, хлопают, пританцовывают в такт музыки, меняют характер движений в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе с детьми народных мелодий позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.
Работа по приобщению детей к мордовскому фольклору более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Для родителей проводятся консультации, индивидуальные беседы: помощь в разучивании потешек, загадок, считалок, песенок. Большое внимание отводится к домашнему чтению. Для совместного чтения родителей и детей были предложены такие мордовские сказки как «Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Свинка», «Яраска». Совместный просмотр мультипликационных фильмов по мотивам мордовских сказок «Сабан», «Петушок и кошечка» привлекает детей поучительными историями. Важно только не превращать чтение и просмотр сказок в орудие поощрения или наказания, а сделать способом общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания.
В заключении мне хотелось сказать о значимости выбранной мной темы, что важным аспектом воспитания ребенка-дошкольника является развитие таких качеств личности, которые определяют его отношение к родному краю, обществу. Таким образом, мордовский фольклор является продуктивным средством этнокультурного воспитания детей, т. к. неразрывная связь с жизнью позволяет им получить социальный и поликультурный опыт, который пригодится детям в жизни.