Наталия Владимировна Чичварина
Морально-волевой клмпонент подготовки современного ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Морально-волевой клмпонент подготовки современного ребенка к школе
В настоящее время резко изменилась ситуация развития детства. Напряженная демографическая, социальная, экономическая, экологическая ситуации обуславливают проблему морально-волевой подготовки детей к обучению в школе. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. В условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, расширения средств коммуникации и массовой информации, стремление приобщиться к лучшим образцам духовной культуры создаются благоприятные условия для воспитания нового человека. Особое внимание в процессе воспитания уделяется организации целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанников, целью и результатом которого должно стать формирование духовно-нравственных качеств.
Публикация «Морально-волевой клмпонент подготовки современного ребенка к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Актуальность проблемы нравственного воспитания учащихся связана с четырьмя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
2. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников мощного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которым ежедневно подвержен неокрепший интеллект и чувства ребенка, на формирующуюся сферу нравственности.
3. Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим, на основе уважения и доброжелательности к сверстникам и другим людям.
4. Приобретение нравственных знаний важно потому, что они информируют школьника о нормах поведения, правилах, утвержденных в современном
обществе.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, отношение к нему самому, к его поступкам становятся для малыша – программой поведения. По образцу данному взрослым, он строит свои отношения с людьми. Дети безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища, педагога, родителей.
Нравственность больше, чем другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в детстве. Воспитание ребенка надо начинать с формирования духовности. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе, своему краю. Особое, важное расположение среди личностных свойств занимают нравственные качества — доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и тому подобное. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе (в том числе в будущем, школьном коллективе) по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.
Становление нравственного поведения связано с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: формируются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. В первые годы жизни до школы ребенку особенно свойственна подражательность, он старается вести себя так, как действуют окружающие его люди, требованиям которых он следует, накапливая постепенно свой опыт, воспринимая реакцию окружающих на свои желания и действия, ребенок усваивает первые нравственные законы поведения.
Основные группы методов нравственного воспитания – это методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, наглядно-практического воздействия, словесно-эмоционального воздействия.
В педагогической литературе выделяются методы: стимулирование и мотивация (мотивационная сфера, убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера, внушение и самовнушение (эмоциональная сфера, требование и упражнение (волевая сфера, коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции, воспитывающие ситуации (предметно-практическая сфера).
Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Нравственное воспитание будет осуществлено в формировании учебной деятельности в том случае, если:
а) обучающиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) действия приобретают осознанный характер;
Личностными результатами нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются такие сформированные нравственные качества, как доброта, справедливость, сочувствие, отзывчивость, проявление доброжелательности, дружеские отношения между детьми, оценивание хороших и плохих поступков.
Именно эти качества мы старались сформировать у воспитанников детского сада.
Список литературы:
1. Андрианова О. В., Нравственное воспитание. – М. : Просвещение, 2007 – 275 с. - стр. 115.
2. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2005 – 96 с. - стр. 18.
3. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2001 – 115с. – стр. 84.
4. Петрова И. А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. – М. - 1990. - 95 с. - стр. 27.
5. Марьенко И. С. “Нравственное становление личности школьника ”, Москва, 2001 – 337с. -стр. 89.