Юлия Гладкова
Мониторинг психологической готовности дошкольников к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде, чем говорить об используемых диагностиках готовности детей к школе, необходимо раскрыть понятие «готовность к школе». Традиционная структура готовности к школе выглядит так.
Готовность обучению в школе состоит из физической и психологической готовности ребенка.
Публикация «Мониторинг психологической готовности дошкольников к школьному обучению» размещена в разделах
Физическая готовность - это физическое состояние и здоровье ребенка (телосложение, осанка, двигательные навыки и качества (в особенности тонкой моторной координации, физическая работоспособность.
Психологическая состоит из личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой готовности.
В отечественной психологии и педагогической литературе традиционно используется термин «готовность детей к обучению в школе» («готовность к школе»). Использование термина «школьная зрелость» в психологических исследованиях вызывает серьезные возражения, так как в возрасте 6 – 7 лет только часть психических функций определяющих успешность школьного обучения, достигает уровня относительной зрелости, другие же находятся в стадии становления. Теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л. С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, B.C. Мухина и другие.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после знаменитого решения об обучении с 6-ти лет. Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли).
В соответствии с психологической структурой деятельности (Эльконин Д. Б.) в структуре готовности выделяются пять блоков учебно-важных качеств:
1. Личностно-мотивационный развивает мотивы учения;
2. Представление о целях деятельности - принятие учебной задачи;
3. Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности - графические навыки и зрительный анализ;
4. Информационная основа деятельности (познавательные процессы) - уровни развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления;
5. Управление деятельностью и принятие решений - произвольная регуляция деятельности.
Рассмотрим подробнее компоненты психологической готовности к школе.
Личностная готовность:
Является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя:
1. отношение со взрослыми и сверстниками (социально – психологическая, коммуникативная);
2. формирование «внутренней позиции школьника»: готовности к принятию новой «социальной позиции» – положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Выражается в отношении к школе, учебной деятельности, учителю, себе.
Стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника»:
- мотивационная готовность (познавательные мотивы);
- начало формирования самосознания и самооценки (адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению).
Интеллектуальная готовность:
1. запас знаний об окружающем мире, достаточный уровень развития познавательных интересов, определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:
а) сформированность сенсорных эталонов;
б) качество восприятия – умение планомерно обследовать предмет, явление, выделять их разнообразные свойства;
в) качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;
г) определенная степень децентрации мышления;
д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематичного мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности (служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе;
е) развитие воображения:
2. начало формирования произвольности психических процессов;
3. развитие речи.
Эмоционально-волевая готовность (произвольная регуляция поведения):
1. умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;
2. произвольность внешнего двигательного поведения: умение слушать, вникать в содержание того, что говорит взрослый, понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую он получает от взрослого.
Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, важен для учебной деятельности ребенка и для его скорейшей адаптации к новым условиям. Все компоненты тесно связаны между собой и могут компенсировать развитие друг друга.
Итак, готовность к школе – это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией. На основании выделенных компонентов создаются методики диагностики готовности к школе.
Методики и программы диагностики готовности детей к школе в ДОО
Методики:
- Методика «Последовательность событий» - (вариант 8-го задания теста Д. Векслера) – проверка способностей логического анализа причинно-следственных связей.
- «Опосредованное запоминание (А. Н. Леонтьев) - исследование памяти, способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике - предметными картинками) для запоминания и припоминания. От момента запоминания и до момента отсроченного воспроизведения должно пройти (40 – 60 мин).
- Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов) - выявляются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях существующих между некоторыми объектами этого мира. Умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
- Методика «Десять слов (А. Р. Лурия) – диагностика произвольной непосредственной памяти.
- «Самое непохожее» (Л. Венгер) – определение уровня овладения такими мыслительными операциями как анализ, сравнение а также обобщение признаков. Является одним из наиболее адекватных. Тест носит комплексный характер и позволяет изучить не только мышление, но и восприятие детей.
- Тест «Нахождение недостающих деталей» (Векслер) - исследование уровня развития образного мышления у детей 4 – 7 лет.
- «Прогрессивные матрицы» (Дж. Равен) – развитие мышления (словесно-логического и наглядно-образного).
- «Четвертый лишний» (автор неизвестен) – исследование процессов образно-логического мышления, умственной операции анализа и обобщения.
- Методика «Пиктограмма» (А. Р. Лурия) – диагностика развития произвольного опосредованного запоминания, а также словесно-логического мышления, распределения внимания.
- Методика «Звуковые прятки» (И. В. Дубровина и др.) - исследование речевой сферы, проверка фонематического слуха.
- Тест Пьерона-Рузера – определение уровня концентрации внимания, темпа психической деятельности.
- «Ориентационный тест школьной зрелости» (А. Керн – Я. Йирасек) - исследование уровня интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координация движения рук и зрения, умение ребенка подражать образцу.
- Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) – исследования умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
- Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) - выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать. Определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
- «Корректурная проба» (Б. Бурдон) - исследование волевой готовности, уровень произвольной регуляции поведения, концентрация внимания на задании. В настоящее время существуют различные модификации – с рисунками (3-5 лет, геометрические фигуры (6-7 лет, с буквами (7-10 лет).
- «Тест Бендер» - исследование зрительно-моторной координации.
- «Детский апперцептивный тест» (CAT) - комплексная диагностика личности ребенка (4–10 лет).
- «Диагностика формирования внутренней позиции школьника» (А. Л. Венгер).
- Методика «Мотивы учения»» (М. Р. Гинзбург) – выявление мотивов побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
- «Тест Розенцвейга» - исследование индивидуальных особенностей и качеств личности (тест на коммуникабельность ребенка).
- «Лесенка» (В. Щур) - исследование самооценки ребенка.
- «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова) - исследование внутренней позиции школьника, и выявление характера ориентации на учебную деятельность.
- Методика «Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника» (опросник Л. И. Божович и Н. И. Гуткина).
Некоторые методики дают возможность одновременно увидеть уровни развития нескольких психических процессов. Также существуют целые программы позволяющие проводить диагностику готовности ребенка к школе.
Программы:
- Н. Семаго, М. Семаго – «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»;
- Тест «Способность к обучению в школе» (Г. Витцлак) – психологическая готовность, уровень умственного развития. Тест состоит из 15 заданий. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя;
- Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс-диагностики в детском саду» (в нее входят методики: «Лесенка», «Вырежи круг», «Домик», «10 слов», «Закончи предложение», «4-й лишний», «Последовательные картинки», «Найди недостающий», «Рисунок человека», «Разрезные картинки», «На что это похоже?», «Запрещенные слова», «Графический диктант»);
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ], под редакцией Е. А. Стребелевой;
- Диагностическая программа И. В. Дубровиной. Программа включает в себя исследование 4 сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной, речевой;
- Программа А. Н. Веракса «Готовность детей к школе» (в нее входят методики: «Пиктограмма», «Матрицы Равена», «10 слов», «Лесенка», «Цветовой тест Люшера», методика «Три желания», методика «Шифровка»).
Выбор инструментария и процедура определения психологической готовности к школе может быть различной, в зависимости от условий в которых работает психолог и его опыта.
Диагностика готовности к обучению в школе в МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» и его филиалах
Главной функцией диагностики готовности к обучению в школе является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. В МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» и его филиалах, диагностика проводится два раза в учебном году. Первичная диагностика проходит в старших (5-6 лет) и подготовительных к школе (6-7 лет) группах в сентябре – октябре. Результаты позволяют скорректировать образовательную программу каждой возрастной группы и дать родителям информацию на оказание помощи своему ребенку. И итоговая (апрель – май, позволяющая окончательно сформировать окончательное мнение о готовности к обучению в школе ребенка группы (6-7 лет). А педагогам и родителям детей старшей группы позволяет наметить коррекционно-развивающую работу на летний период, перед началом обучения в группе (6-7 лет).
В психодиагностическом направлении работы педагога-психолога используется программа Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду». Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста и составлено в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. К. Комаровой. МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка" и его 16 филиалов реализуют данную образовательную программу. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.
Диагностические материалы структурированы по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа, 4—5 лет (средняя группа, 5—6 лет (старшая группа, 6—7 лет (подготовительная к школе группа). Составленный таким образом комплект позволит педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.
Предлагаемые задания, по каждой возрастной группе, построены в определенном порядке, позволяя ребёнку выдержать нагрузку в процессе обследования. Диагностика начинается с рисования (предпочитаемого вида деятельности дошкольников, что создаст положительный эмоциональный настрой и даст установку на успешную работу. Последующие задания способствуют чередованию нагрузки на различные психические функции, поддерживая интерес ребёнка. На индивидуальных Бланках для детей задания расположены в соответствующем порядке, облегчающем процесс обследования для педагога - психолога.
Методики, используемые мною в исследовании готовности к школе, позволяют определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах. Несомненным плюсом подобранных методик является принцип коррекционности. Исследование позволяет не только констатировать особенности развития, но и составить адекватную коррекционно-развивающую программу (при необходимости).