Улинцева Алёна
Мониторинг как средство контроля качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (организации)
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг как средство контроля качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (организации)
Традиционно под результатом образовательного процесса понимается уровень развития ребенка, отражающий приращения в физическом, личностном, интеллектуальном, социальном развитии воспитанников; готовность ребенка к школе.
Публикация «Мониторинг как средство контроля качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (организации)» размещена в разделах
Для контроля качества и результативности образовательного процесса, отслеживания динамики развития воспитанника и его образовательных достижений необходима специальная процедура – мониторинг.
Понятие «мониторинг» применительно к сфере образования означает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы. Мониторинг обеспечивает непрерывное слежение за состоянием педагогической системы и прогнозирование её развития.
Сущность мониторинговых процедур состоит в непрерывности слежения за состоянием образовательной системы или ее элементов. Объектом педагогического мониторинга выступают результаты образования и процесс их достижения.
Мониторинг наряду с контролем качества и результативности образовательного процесса предполагает анализ причин выявленных рассогласований между качеством организации образовательного процесса и его структурными элементами (уровнем психического и физического здоровья детей, характером деятельности детей и качеством развивающей предметной среды, поведением детей и их взаимоотношениями между собой, отношением воспитанника к самому себе и уровнем сформированности личностных качеств и т. п., направлен на поиск путей их преодоления, внесение соответствующих корректив.
Цель мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (организации) – выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-личностном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии согласно заявленным результативным показателям (интегративные качества личности, стартовая готовность к обучению в школе) основной общеобразовательной программы ДОУ; отслеживание динамики развития данных качеств и осуществление на этой основе психолого-педагогического сопровождения ребёнка в образовательном процессе ДОУ.
Задачи мониторинга : выявление актуального уровня развития интегративных качеств личности ребенка на каждом возрастном этапе, определение уровня стартовой готовности к обучению на ступени старшего дошкольного возраста, выявление уровня освоения содержания программы; выявление личностных достижения ребёнка в процессе освоения основной общеобразовательной программы ДОУ, разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными, осуществление действенной обратной связи в системе «руководитель – педагог – родитель – ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и прогнозирования развития, совершенствования образовательного процесса.
В «Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования» (2014) отмечено, что система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов.
В связи с этим требованием с помощью мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (организации) изучается качество :
- результатов деятельности (личностные, физические и интеллектуальные качества ребенка; степень освоения им образовательной программы и образовательные достижения; степень готовности к обучению в школе; удовлетворенность разных групп потребителей деятельностью образовательного учреждения);
- образовательного процесса (качество образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности; организации самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с семьей;
- условий деятельности образовательного учреждения : кадровый потенциал, развивающая среда и др.
Мониторинг проводит аналитико-диагностическая группа дошкольного образовательного учреждения (организации, в состав которой входят: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности, медицинский работник.
Субъектами психолого-педагогического мониторинга выступают воспитатели; специалисты дошкольного образовательного учреждения (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности, медицинский работник); родители.
Технологические аспекты мониторинга личностного развития детей дошкольного возраста
В образовательном процессе используются три вида мониторинга :
- текущий, в процессе которого происходит отслеживание динамики развития интегративных личностных качеств (текущая психолого-педагогическая диагностика проводится воспитателем группы ежедневно, согласно изучаемому программному материалу и освоению видов деятельности согласно возрасту);
- промежуточный, включающий отслеживание актуального уровня развития интегративных качеств личности ребенка на каждом возрастном этапе. Причем промежуточная комплексная психолого-педагогическая диагностика детского развития проводится один раз в год (в мае, в конце каждого возрастного периода в 3, 4 года, 5, 6, 7 лет;
- итоговый, предполагающий определение итоговой оценки уровня развития интегративных качеств личности ребенка по завершении каждого возрастного периода, а также стартовой готовности ребёнка к школе.
Обследование детей старшего дошкольного возраста целесообразно проводить в октябре, мае текущего года и октябре, марте года, предшествующего поступлению ребенка в школу.
Процедура психолого-педагогической оценки предполагает двухуровневый подход к организации мониторинга.
Первый уровень – использование низкоформализованных методов, применяемых воспитателем, основным из которых является целенаправленное наблюдение.
Второй уровень – высокоформализованные методы, применяемые специалистами (тесты, опросники, проективные методики и т. п.).
Итоговый мониторинг предполагает применение разноуровневых методов, т. е. комплексной системы оценки уровня развития интегративных качеств личности детей и стартовой готовности к школе и др. Например, изучение и отслеживание динамики социально-личностного развития детей дошкольного возраста осуществляется с помощью следующих методов:
- опрос (беседа, интервью);
- наблюдение (включенное и невключенное, открытое и скрытое, непосредственное и опосредованное);
- естественный, психолого-педагогический и лабораторный эксперимент;
- проблемные ситуации;
- метод экспертных оценок при ранжировании личностных качеств;
- социометрия;
- анализ продуктов детской деятельности;
- проективные методы (незаконченные предложения, интерпретация текстов, рисуночные тесты);
- игровые задания.
Формами фиксации результатов мониторинга могут являться тетрадь индивидуальных встреч; «портфолио здоровья»; диагностические карты, аналитические листы; карты готовности детей к школе и др.
Педагогический мониторинг целесообразно организовывать поэтапно :
- организационно-подготовительный, в процессе которого происходит создание программы и разработка процедуры психолого-педагогического мониторинга по выявлению результативных показателей освоения образовательной программы;
- диагностический, в ходе которого осуществляется сбор диагностической информации;
- аналитико-прогностический, включающий постановку педагогического диагноза, определение целей и содержания работы с воспитанником, разработку психолого-педагогического сопровождения ребёнка;
- коррекционно-образовательный, обеспечивающий реализацию программ, их текущую коррекцию, отслеживание динамики развития ребёнка;
- результативно-аналитический, направленный на выявление эффективности результатов мониторинговых процедур, совершенствование их организации и качества (коррекция процедуры мониторинга).
Результатом психолого-педагогического мониторинга будет являться комплексная оценка сформированности интегративных качеств личности в соответствии с возрастом и освоением основной общеобразовательной программы ДОУ, стартовых возможностей готовности к школе.
В Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования предлагается перечень интегративных качеств личности ребенка, которые он может приобрести в процессе приобщения к разным видам культуры, интериоризации ценностей культуры и культуротворчества:
– физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
– любознательный, активный;
– эмоционально отзывчивый;
– овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
– способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
– способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
– имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
– овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и др.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования результат представлен в виде целевых ориентиров.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования :
К началу дошкольного возраста (к 3 годам)
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
К завершению дошкольного образования (к 7 годам) :
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Примерные общеобразовательные программы, содержащие инвариантную составляющую стандарта дошкольного образования, ориентированы на получение в качестве образовательных результатов тех качеств, которые определены в Федеральных требованиях. Вместе с тем в каждой из них предлагаются разные варианты описания организационно-методических аспектов мониторинга в детском саду (разработка и использование экспресс-диагностики, комплексных диагностических заданий, сроки и периодичность проведения мониторинга в разных возрастных группах, варианты участия специалистов в изучении достижений детей и др.).