Ольга Скоробогатова
Консультация «Молчаливые детки»
▼ Скачать + Заказать документы
После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова.
Оказать реальную помощь по развитию речи помогут специальные приёмы.
Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы видите, слышите. Говорить нужно медленно, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня любит молочко» и т. п.
Публикация «Консультация „Молчаливые детки“» размещена в разделах
Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
Провокация. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.
Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
Отвечая ребенку распространенными предложениями вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения связной речью.
Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров доставляет малышам огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Хлопушки
Показываем свои ладони и предлагаем ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Поиграем с нашими ладошками.
Ладошки вверх!
Ладошки вниз!
А теперь их на бочок!
И зажали в кулачок!
Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу.
Упражнения на договаривание слов и строк
Кукла, куколка —
Бай-бай!
Спи спокойно,
Засыпай!
– Мяу-мяу!
Кот пищит.
– У меня живот болит.
Потешки.
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели —
Все оладьи съели. —
Кыш-кыш – полетели!
На головку сели!
Рифмованные загадки
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую. (лису)
В лесу живёт,
Малину жуёт.
Весёлый топтыжка —
Кто же это?. (мишка)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
Чик-чирик, не робей!
Я бывалый. (воробей)
Апельсины и бананы
Очень любят. (обезьяны)
Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Это вызывает у ребёнка ощущение собственной значимости. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?»и т. д.
Игры с природным материалом. В «возне» с ним заключен большой смысл: ребенок занят делом. Всё это он может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, делать о них и с ними маленькие открытия. Самые лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; бумажные кораблики; куклы из тряпочек.
Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей часто малыш не находит подходящих слов, и выражает их через рисование. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, часто ему одному понятными каракулями. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам.
Ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
Музыкальные игры. Малыши всегда с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком.
Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей, а так же от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период!
При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового и интересного, может выразить свои мысли.