Мария Шевчук
Моя самопризентация на конкурс «Воспитатель года 2012», в Калининградской области.
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги.
Спешу представить самопризентацию, которая помогла мне войти в пятёрку на областном конкурсе "Воспитатель года 2012", который проходил в Калининградской области.
Публикация «Моя самопризентация на конкурс „Воспитатель года 2012“, в Калининградской области,» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Калининградская область
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Чувственное рисование.
«Страна в которой учили бы рисовать, как учат читать
и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем
наукам, искусством и мастерством»
Дени Дидро
С самого раннего возраста рисование было моим любимым занятием, уже тогда всех удивляли необычные композиции, оставленные неумелой детской рукой на стенах нашей новой квартиры. Эти первые ростки творчества доставляли мне много радости, ведь только взяв в руки краски можно раскрасить даже пасмурное, серое утро в солнечный и яркий полдень.
Увлечение стало призванием. Работая в детском саду обратила внимание, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность,, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
ужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Думая о том, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, принялась изучать методическую литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно: это был метод проектов и нетрадиционные техники рисования.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В ходе организации этой деятельности создаются условия для развития творчества: в игровой форме дети путешествуют по разным странам, знакомятся с архитектурой других народов, рассматривают иллюстрации, видеозаписи.
Построить город за несколько минут можно только в сказке или во сне, а еще на занятиях по изобразительной деятельности в городе Мастеров. Именно в городе Мастеров на улице Архитекторов идет строительство самых необыкновенных городов, строителями которых являются наши дети.
В нашем детском саду нашли осуществление проекты: «Экология нашего города – наше здоровье», «По стране сказок», «Чудо- мастера», «Умные пальчики».
Потребность в отражении своих жизненных впечатлений ребенок удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности – рисовании, аппликации, конструировании. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. Рисование и конструирование – виды продуктивной деятельности универсального характера, позволяющие гармонично и всесторонне развить как психическую, так и физиологическую сторону личности ребенка.
Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания дошкольника без осуществления системы мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, поэтому для профилактики нарушений зрения, осанки использую гимнастику для глаз;
проведение динамических пауз с использованием пальчиковой гимнастики, физминуток,
а также свободное перемещение детей по изостудии,
позволяющее предупредить переутомление и удовлетворить детскую потребность в движении.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Утро. Детский смех гигантской волной окатил меня и чуть не сбил с ног. Мы вновь встретились и можем продолжать творить чудеса.
Клякса упала на ослепительно белый лист, вот и вторая, третья. Дети с азартом макают кисти в краску и наперегонки ставят кляксы на бумаге. Кому-то покажется, что детвора расшалилась. Но, это не так. Я вам открою, наш маленький с детьми секрет, мы рисуем кляксами.
Данил вскрикнул:
- Ой, у меня получился паук.
-А у меня гномик под грибочком, - обрадовался Максим.
-А у меня, а у меня, я не знаю, что получилось у меня. Ой! Да это же кошка, да ещё с котятами! Вот если ей подрисовать усики, точно кошка выйдет.
Восхищение в глазах детей невозможно передать словами, ведь каждая капля - это новый образ, новая детская фантазия. Как молния не бьёт дважды в одно место, так и капля летит разбиваясь о белый лист, разлетаясь как хрупкое стекло на мелкие частички, никогда не повторит дважды один и тот же силуэт.
Детство. Оно так быстротечно. А ведь зачастую только здесь мы можем искренне радоваться мелочам, безгранично фантазировать, создавать образ и верить, что наши рисунки могут ожить. Мне очень повезло, ведь каждая встреча с ребятами вновь и вновь погружаем меня в сказочный мир.
-Что же? Что же там, под пелеринкой прикрывающей лист? Как? Ничего?
Волшебная кисточка знает своё дело. Широкими мазками она закрашивает всё пространство листа и происходит чудо. Дети замирают от восторга. Откуда ни возьмись перед детьми появилось морское дно с осьминогом, рыбками и водорослями. Все конечно хотят узнать секрет фокуса, и изобразительный процесс превращает детей в цирковых артистов, фокусников. Так малыши учатся создавать магические рисунки при помощи белых восковых мелков и красок.
Знакомя детей с окружающей действительностью, мы обязательно устраиваем экскурсии по детскому саду.
На этот раз мы перед входом в планетарий.
Интерес детей нарастает.
-А что же там за дверью?
Детей поражает искрящееся звёздное небо, настенная модель солнечной системы, рассказ о первых космонавтах, и вот дети уже в нетерпении, они получили заряд эмоций и готовы выплеснуть их на бумаге. Рисование в технике гроттаж помогает им полностью погрузиться в атмосферу космической реальности.
Берём в руку деревянную палочку и процарапываем на предварительно подготовленной для этой техники бумаге космический пейзаж. Фантастические звуки музыки полностью погружают малыша в изобразительный процесс. Мир замирает вокруг. Мы парим в невесомости. Но полёт не бесконечен, и наше путешествие вновь подходит к концу.
Дети очень любят использовать сразу несколько нетрадиционных техник в своих рисунках- это позволяет им создать более выразительный образ.
Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. Начиная с раннего возраста, побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра.
Вначале с детьми обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово.
Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому считаю нужно зажечь в детях огонек творчества.
И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Осваивая нетрадиционные методы рисования, пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удается взрослым,
на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый, строить свою диалогическую и монологическую речь. Когда ребенку трудно общаться, он с помощью рисунка передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями.
Опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Для реализации этой задачи мною была создана программа «Развития художественно-творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности».
Творческие задания в программе позволяют раскрыть креативность дошкольника, характеризуются открытостью, динамичностью идей и исключают возможность неверных ответов. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разными, что сами они – разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе через свои рисунки. Эта методика комбинирует в себе технологии ТРИЗ и многолетний опыт Владимира Ивановича Вислоушкина и его школы Экспресс-рисования.
Почему «Экспресс – рисование»? Слово «экспрессия» - переводится как – выразительность чувств, переживаний. Что касается второго значения – слово «экспресс» - «быстро» оно означает то, что благодаря этой системе происходит быстрое проявление творческого потенциала ребёнка. Одно из ключевых понятий экспресс-рисования - это модули - круги, треугольники, квадраты.
На занятиях при помощи модулей дети рисуют, например, различные здания (дома, храмы и т. д.). Если у ребенка есть предрасположенность к архитектуре, то и на рисунке возникнут правильные пропорции. А затем наступает работа макетчика - и вот готов архитектурный проект.
Программа объединяет 16 циклов занятий. Система работы, выстроенная таким образом, имеет принципиально новую идею планирования занятий по изобразительному творчеству. Определенная тема из любого цикла может найти применение у детей не только на занятии, но и в сотворчестве с воспитателем, сверстниками, самостоятельной деятельности.
Считают, что рисунок - зеркало чувств, зрелости, развитости малыша. Из шедевров маленького художника можно узнать многое. Главное для педагога - научиться "читать" его сообщения и донести их до родителей.
Взаимодействие с семьёй помогает нам объединить усилия в создании условий для формирования у ребят креативного мышления, воображения и творчества. Стало доброй традицией проводить в детском саду семейные творческие конкурсы по изобразительной деятельности: «Наши стенгазеты», «В гостях у сказки»
«В отпуск всей семьей»,
«Усатые – полосатые».
В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребё нок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.
Для того, чтобы это все свершилось, необходимо еще одно - наверное, самое главное : надо разбудить творчество в себе! Надо забыть о том, сколько нам лет, и как мы устаем на работе, и тогда однажды мы увидим «как мимо нас проплывает русалка, а над цветами порхают сказочные феи». А это значит, что нам опять шесть лет, что мир прекрасен и удивителен, и, что в страну творчества для нас вновь открыты двери!