Дудкина Ирина
Предметно-пространственная среда как условие сенсорного воспитания младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
КАК УСЛОВИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Каждый малыш, когда появляется на свет – готов к восприятию окружающего нас мира, ребенок уже может ощущать тепло и холод, может видеть, слышать. Формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Основная задача сенсорного воспитания – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т. д. Сенсорное воспитание всегда занимает очень важную роль в процессе развития ребенка.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов – слухового, тактильно-двигательного, зрительного, обонятельного, осязательного, кожно-мышечного.
В этой среде ребенок развивает физические функции, формирует сенсорные навыки, учится сопоставлять разные предметы и явления, накапливает жизненный опыт, приобретает знания на собственном опыте.
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер развивает вкус, чувство прекрасного.
Предметную среду я проектирую в соответствии с особенностями группы, знаю как группу в целом, так и индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы, желания, способности.
Для успешного сенсорного развития в группе мною создаётся предметно - развивающая среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и конструируются нетрадиционные игры и пособия.
Сенсорный уголок :
Сенсорный уголок используется в воспитательно – образовательном процессе как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой.
Задачи сенсорного уголка : стимуляция сенсорных функций, развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание положительно – эмоционального фона, активизация когнитивных процессов, повышение мотивации и самостоятельной и экспериментальной деятельности.
«Сухой дождь» (вариант 1)
Цель: регулирование эмоционального состояния, развитие цветовосприятия, стимулировать тактильные ощущения, помогают ребёнку воспринимать пространство и своё тело в пространстве. Атласные ленты словно струи воды, их можно перебирать в руках, проходить сквозь них, их приятно трогать.
Для замкнутых и тревожных детей. Игровое упражнение «Я в домике». Если ребёнок хочет уединиться, он может спрятаться в «сухом дожде», спрятаться от внешнего мира.
Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча,прячется за лентами сухого дождя. «Дождь превращений».
Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под дождь, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».
«Шаг в уверенность» (для индивидуальной работы).
Ребёнок находится под лентами дождя. «Сейчас ты пока недостаточно уверенный в себе человек, нуждаешься в защите, укрываешься под лентами. Это твоё убежище. Но нельзя всю жизнь прятаться. Сделай шаг в уверенность, почувствуй, как эта уверенность проникает в тебя и расходится по всему телу… Тебе легко, ты уверен в себе. Запомни, пожалуйста, эти ощущения. Оставайся таким! Открой глаза». Далее идёт обсуждение с ребёнком его ощущений, самочувствия и т. п
Так же это пособие можно использовать для закрепления знания детьми основных цветов спектра, давая малышу задания:
«Покажи (дотронься) до ленточки красного цвета», «Покажи Мишке ленту желтого цвета», «Покажи и назови ленточку синего цвета» и тому подобные задания.
Так же малышу можно предложить разноцветные прищепки, для того, что бы он закрепил их на лентах того же цвета.
Старшие дети могут закреплять прищепки в соответствии с схемой или словесной инструкцией (красную прищепку на зелёную ленту). Здесь ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук.
Тихий тренажёр - ладошки :
Цель: развитие координации, воображения, цвето – восприятия, пространственных отношений (право - лево).
Материалы: цветные ладошки из цветной бумаги, ламинатная плёнка.
нестандартное физкультурное оборудование "Солнышко"