Валентина Медведева
Патриотическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая находка
Моя педагогическая находка, это – почтовая открытка, как эффективное и доступное средство патриотического воспитания дошкольников.
Россия - это страна с богатейшей историей, с разнообразным и ярчайшим культурным наследием.
Русский писатель А. Н. Толстой говорил:
Любовь к Родине – не отвлечённое понятие,
но реальная душевная сила,
требующая организации,
развития и культуры.
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Так исторически сложилось, что с приходом к власти большевиков, после Великой Октябрьской революции, мы растеряли немалую часть своей культуры и традиций. В Советский период патриотическому воспитанию уделялось огромное значение, закладывался надёжный нравственно - патриотический фундамент общества. Кроме того, патриотизм – одна из главных черт характера российского народа и в значительной степени благодаря этому Советский народ победил фашизм.
Спустя много лет, когда рухнул Советский Союз, ситуация в стране стала совсем плачевная. Люди были поглощены проблемой выживания и патриотические чувства сошли на нет. В результате мы имеем целое поколение, выросшее на совершенно других ценностях, не имеющих ничего общего с патриотизмом.
Сегодня эти молодые люди ведут своих детей в детские сады и школы. И если мы хотим, чтобы Россия, была процветающей, Великой страной, наша первостепенная задача взрастить поколение людей, любящих и знающих историю, культуру, уважающих традиции своей Родины. Для того, чтобы заложить фундамент патриотизма в души будущих россиян, необходимо с самого раннего детства направлять ребенка в нужное русло.
Программа дошкольного образования ставит перед педагогами определё нные задачи: расширять представления детей о малой Родине, рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине, гордость за её достижения, героическое прошлое, уверенность в счастливом будущем. Расширять представления детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам отечества. Задача педагогов дошкольного образования доступно и интересно донести до детей информацию, увлечь их и сделать привлекательным и приятным процесс обучения.
Меня, как личность и педагога, сформировала советская система образования. И я конечно же знаю, что такое гордиться и любить свою страну, поэтому в своей работе с детьми уделяю большое значение задаче формирования патриотических чувств у дошкольников. Всегда нравилось использовать в своей работе что-то незаурядное, новое. А как известно, все новое – это хорошо забытое старое.
В своей работе очень люблю использовать метод проекта, от того что дети благодаря проектной деятельности очень легко включаются в процесс обучения. Поэтому хотелось разработать такой проект, рассчитанный на долгий, который бы раскрывал идею патриотического воспитания.
Идея пришла неожиданно и сразу меня захватила. Искали с ребятами картинки к новому году и наткнулись на пачку старых открыток. Дети неожиданно заинтересовались красивыми открытками, ведь они были иные, не похожие на современные. Я рассказала моим воспитанникам о том, что раньше люди таким образом общались, и многие коллекционировали открытки. Мы узнали, что коллекционирование открыток имеет название «Филокартия». Ребята предложили создать коллекцию открыток в детском саду, ведь у многих дома есть открытки, и они с удовольствием принесут их для нашей коллекции.
Во время рассматривания открыток разных эпох я поняла, что при помощи вот этих незатейливых картинок можно изучать историю России. Это просто бесценный инструмент для изучения исторического прошлого нашей страны. А так как открытки — это очень увлекательный материал, то я решила, что с их помощью можно привить интерес детей к истории России как к науке. Мною был разработан проект, который рассчитан на два учебных года, т. е. для детей старшей и подготовительной групп. В процессе проекта мы с детьми и их родителями создавали в группе музей, посвящённый открытке и конечно же пополняли его экспонатами.
На этапе подготовки проекта мною был изучен большой объём информации. Я сама с удовольствием узнала очень много нового, и все больше убеждалась в эффективности и доступности для понимания детей той информации, которую я собиралась преподнести им, плюс здесь решалось множество воспитательных и образовательных задач, также меня поражало разнообразие вариантов подачи материала, а это означает, что детям будет интересно.
Так как родители (законные представители) детей являются полноправными участниками образовательного процесса, мне нужно было узнать их мнение о необходимости такой работы с детьми, иметь представление о готовности родителей сотрудничать с нами на протяжении проекта. Я провела для них анкетирование на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Анализируя ответы родителей, мною было выявлено, что большинство родителей считает патриотическое воспитание важнейшим компонентом в формировании личности ребёнка. А также выяснилось, что многие родители готовы помогать и совместно работать на протяжении всего проекта.
В рамках проекта мною была проведена серия занятий по познавательному развитию, где дети познакомились с историей появления открытки. Совместно с ребятами мы придумали название для нашего музея, так он обрё л имя: «Открытое письмо».
В течении старшей группы мы вместе с детьми и их родителями поэтапно создавали наш музей и параллельно узнавали историю возникновения открытки и её путешествие во времени. Кроме того, знакомились с художниками, работавшими в жанре почтовой миниатюры, и делали выставки открыток, посвящённых различным Российским праздникам, составляли альбомы с открытками объединенных одним художником. К концу учебного года музей «Открытое письмо» был готов и включал в себя немало прекрасных экспонатов, которые в музей принесли сами дети. Некоторые родители принесли настоящие старые открытки, а кто не смог, распечатали понравившиеся открытки, которые, нашли на просторах интернета. Первая половина проекта завершилась торжественным открытием музея и презентацией его законным представителям детей.
Вторая часть проекта вступила в силу с начала учебного года в подготовительной группе. Дети повзрослели и теперь мы с ними путешествовали во времени при помощи наших открыток.
Мы с ребятами дополняли наш музей новыми экспонатами и интересными идеями. Так, например, в музее появилась возможность самому смастерить открытку для своих родных и близких. Мы были приобрели для музея настоящие чернила и ручку-перо, для того, чтобы можно было подписать открытку необычным для нашего времени способом. Ведь мы с детьми изучая историю открытки, встречались с различными способами написания. Также снабдили музей различными современными инструментами для создания необычных и индивидуальных открыток. Один из ребят принёс в музей модель почтовой машины, и мы с детьми заинтересовались историей почты России. Дети приносили фигурки почтальонов разных периодов истории страны, к каждой фигурке прилагалась брошюра, в которой можно было узнать информацию о почте того времени и как выглядел почтальон. Заинтересовавшись темой почты, мы с ребятами начали заниматься посткроссингом, только открытки мы отправляли не через интернет, а старым добрым способом, по почте. Образовательные задачи, которые решаются с помощью посткроссинга перечислять можно долго:
• Знакомство детей с возможностями рукописного письма, которое к сожалению, уступили место более быстрой электронной переписке. Приятно получить белоснежный конверт с письмом, написанным рукой. Ведь в него человек вкладывает некие усилия, теплоту души.
• Формирование познавательного интереса детей к географии, к другим регионам нашей страны, и других стран. Культуре, обычаем и традициям путем обмена письмами, открытками с видами городов, сел и их достопримечательностями, памятными сувенирами, сделанными руками участников проекта. Кто как не сами жители того или иного города смогут лучше и главное – интереснее всех энциклопедий рассказать о своем городе, традициях и особенностях, «показать» самые интересные и даже необычные места.
• Воспитание толерантности к людям других национальностей: в процессе реализации проекта дети осознают, что кроме них самих, в мире есть другие дети – разных национальностей, вероисповеданий, с другими необычными и красивыми именами. Эти дети тоже могут быть умными и интересными собеседниками.
• Активизировать интерес и желание обучаться грамоте. Ведь каждому ребёнку хочется стать частичкой истории, оставить свое «послание» в виде записанного им своего имени в конце письма или на рисунке. Овладев основами грамоты, ребята с удовольствием ведут личную переписку с детьми из других городов.
Посткроссинг необычайно увлек детей. Сначала мы отправили письма и открытки в несколько детских садов Ленинградской области, и постепенно так получилось, что мы стали переписываться с детским садом из маленького итальянского городка Vada. Письма шли не очень быстро, но зато какие эмоции были у детей, когда мы получали весточку из тёплых стран. Итальянские ребята через открытки знакомили нас со своим городком и окрестностями, а мы в свою очередь отправляли им виды Кингисеппа и Санкт-Петербурга. А ещё мы поздравляли друг друга с Новым годом и Рождеством, и даже выучили с ребятами несколько итальянских слов, ведь нам пришлось придумывать текст поздравительных открыток и писем. Попутно мы с ребятами и их родителями узнавали много нового об Италии, а все открытки, которые получали, конечно же становились экспонатами нашего музея.
Ребятам очень нравилось «работать» в музее, потому что он у нас получился очень насыщенным и интересным. К тому же мы с детьми не раз бывали на различных выставках и экскурсиях в местном краеведческом музее, организовывали экскурсию в исторический центр города, где они с удовольствием слушали экскурсовода и у моих воспитанников возникло желание показать наш музей детям других групп, и самим взять на себя роль экскурсовода. Дети испытывали гордость за созданный своими силами музей, за то сколько всего они узнали и им очень хотелось поделиться своими знаниями с другими детьми.
Вместе с детьми на детском совете мы решили разработать несколько тематических экскурсий, и ребята разделились по интересам: одни захотели рассказывать о Советской Новогодней открытке и о художниках Зарубине и Четверикове, другие выбрали подборку открыток Елизаветы Бём, одной из первых художниц Российской империи, работавших с почтовой миниатюрой, третьи захотели рассказать о военной тематике в мире открытки. Дети дома вместе с родителями нашли нужную информацию, потом я её обработала, и каждый ребенок готовил свою часть экскурсии. Вместе с детьми мы сделали приглашения и билеты для нашего музея, ведь всё должно быть по-настоящему.
Мы с ребятами старались приурочить каждую экскурсию к какому-то празднику, а ещё обязательно учитывали возрастные особенности детей, которые к нам приходили. Так, например, к Новогоднему празднику для детей старшей группы были организованы экскурсии, которые познакомили их с художниками Зарубиным и Четвериковым, а дети подготовительной группы узнали, как по новогодним открыткам советского периода можно проследить исторические события тех времён. Ребята других групп детского сада заворожено слушали рассказ своих ровесников, а мои воспитанники были терпеливы и горды своей работой. Каждая экскурсия по традиции заканчивалась мастер-классом по изготовлению открытки своими руками, от нас все уходили довольные и одухотворённые.
К Дню защитника отечества в нашем музее была организована экскурсия, рассказывающая об истории военной открытки. Мы также пригласили детей других групп и рассказали им об истории возникновения открытки, о том, как полезна открытка была во время Великой Отечественной войны, какой путь она проделала от Дня Победы и до наших дней. Конечно же наша экскурсия очень понравилась и заинтересовала ребят, и наши экскурсоводы ещё долго отвечали на вопросы экскурсантов.
Осуществляя данный проект, я ещё раз поняла насколько эффективен метод проектной деятельности, как нравится он детям. Я смогла решить поставленную мною цель. Дети приобщились к истории малой Родины, у них заметно вырос интерес к истории России, своего народа. Они значительно улучшили свой кругозор и речевые навыки. Ребята стали более трепетно относиться к членам своей семьи, а это дорогого стоит! Также во время проекта ребята очень сплотились между собой. Родители были непрерывно включены в образовательный процесс и смогли глубже прочувствовать его на себе, они постоянно искали новую информацию, экспонаты для музея и были заинтересованы не меньше детей. К тому же родители взглянули на детей с другой стороны и открыли для себя их потенциал.
Я уверена, что зерно патриотизма упало в благоприятную почву. Мне очень интересно всё что связано с историей Родного края и историей России, мне нравится развиваться вместе с моими воспитанниками и их родителями, узнавать что-то новое и заражать всех вокруг своим энтузиазмом. Я рада, что выбрала профессию педагога, потому что мне доставляет огромную радость, когда я вижу, что посеянные мною зёрна дали ростки!