маргарита климентьева
Эссе «Моя педагогическая концепция»
▼ Скачать + Заказать документы
“Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В. Сухомлинский.
Актуальность
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая концепция“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а “человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”.
Поэтому считаю, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Человек с новым сознанием будет чувствовать ответственность за то, что его окружает, и будет выполнять несложные правила. А так как в своей работе я всегда стараюсь ориентироваться на детей, на личность каждого из них, то возникла необходимость поиске новых форм сотрудничества, сотворчества педагога и детей, взрослого и ребенка.
И такое уникальное, на мой взгляд, средство нашлось – это технология проектирования и экспериментирования, в которой ребенок усваивает все прочно и надолго, ведь он слышит, видит и делает все сам. Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) проекта в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах.
Анализ изученной литературы по этой теме, убеждает, что проектирование и экспериментирование – это методы, которые позволят процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным, и гармонично вписать его в образовательный процесс. Метод проектов позволяет мне, как воспитателю, сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, а также, что немаловажно, вывести на новый уровень взаимоотношения с детьми и родителями.
Для меня эта тема стала актуальной, так как я считаю, что благодаря методу проектов и проектной деятельности, детей можно научить самостоятельно мыслить, планировать, обсуждать, находить и решать проблемы, развивать познавательный интерес.
Таким образом, тема моего Проекта:
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектно - исследовательской деятельности».
Работая над проектом, я поставила перед собой цель:
Цель:
способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила задачи:
- Формирование экологической культуры, развития познавательного интереса и познавательной активности у детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности.
- Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и к людям как к части природы; в сочетании с региональным компонентом.
- Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Гипотеза: применение в образовательном процессе проектного метода для детей старшего дошкольного возраста будет способствовать: повышению уровня экологических знаний и культуры поведения в природе.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Экологическое воспитание в детском саду осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения. К таким методам относятся:
• Наглядные (Систематизированное наблюдения, экскурсии, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание иллюстрации) ;
• Словесные (направленное общение, беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора) ;
• Практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование)
Данные методы являются более традиционными. И с моей точки зрения, в экологическом воспитании детям необходимо не только наблюдать за природой (в процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к природе, но и общаться с ней, экспериментировать, делать опыты, ухаживать за растениями.
Хорошим подспорьем здесь выступает метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.
Свою проектную деятельность с детьми я начинала с краткосрочных проектов «Из чего птицы строят гнезда», «Эффект радуги», «Разноцветные растения». Ставила перед детьми несложные задачи. Учила детей наблюдать, мыслить, находить и решать проблемы. Реализацию проектов осуществляла через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную. Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества. Они помогают детям решать интеллектуальные и личные задачи. Проекты усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации в соответствии с возрастом детей.
Тематика и содержание реализованных проектов разнообразна. Например, проект «Красная книга нашего села». Дети совершали игровое путешествие по нашим лесам, слушали стихи, рассматривали иллюстрации редких растений и животных. С детьми в ходе проекта создали макет «Экологическое игровое поле», «Живая книга», изготавливали цветы и грибочки с ягодками. С привлечением ИКТ рассматривали природу нашей малой Родины. Дети познакомились с энциклопедией, рисовали листья на березе занесенную в Красную книгу и иголки для ушастого ежа.
Проект "Волшебница вода" так же доставил детям много эмоций, дети приобрели знания о свойствах воды, путем экспериментальной деятельности. Были задействованы и родители в реализацию проекта. Дома с детьми они читали, смотрели фильмы про воду, а также делали опыты.
Очень удачным оказался реализованный проект «Будь другом природы», в ходе работы по проекту проводилось множество экспериментов и опытов, связанных со свойствами воды, воздуха и земли. Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.
Дети являются активными участниками проектов. Они с удовольствием отгадывают загадки и сами сочиняют их, оформляют альбомы. Им интересно наблюдать за объектами природы, узнавать что - то новое. Для того чтобы проекты проходили интересно и продуктивно создаю условия для познавательной активности детей: задаю им вопросы, фиксирую ответы детей, вношу материалы, способствующие диалогу и вместе с детьми ищу ответы на поставленные вопросы.
Для достижения исследовательской активности детей в групповой комнате создан уголок природы и детская лаборатория, позволяющие поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любовь к природе, ответственность, где дети знакомятся с правилами ухода за растениями, приобретают соответствующие умения. Организован центр «Воды и песка» для проведения опытов и экспериментов. Также в уголке имеются разнообразные виды моделей экологического содержания, картотека дидактических, словесных, настольных, подвижных игр по экологическому воспитанию; картотеки пословиц, поговорок, народных примет на экологическую тему; собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний, коллекция камней, шишек, природного материала. По сезонам, вместе с детьми, ведем календарь природы, календарь погоды.
Для вовлечению детей в интересный мир опытов и экспериментов, достижения высоких результатов по формированию экологической культуры, разработана программа кружка «Юные исследователи», цель которого:
-способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Кружок ведется в средней группе. Для детей здесь все необычно и интересно, они с огромным интересом ждут нового занятия, и с удовольствием приходят на него. После кружка наперебой рассказывают родителям обо всем интересном для них и дома выполняют опыты, показывая взрослым, чему они научились. Программа кружка разработана по тематическим блокам. Каждый блок включает в себя определенные темы: «Вода», «Воздух», «Песок» и т. д. Вся непосредственно образовательная деятельность направлена на изучаемую тему, по времени она может длиться одну или несколько недель. Обобщая пройденный материал, мы выявляем проблему экологического содержания и это становится основанием для работы над проектом по данной теме. С детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями были разработаны и представлены следующие проекты: «В гости к деревьям», «Наши пернатые друзья», «Зеленые помощники», «Огонь- друг, огонь-враг». Результаты совместной работы над проектами были представлены в виде создания экологических знаков природоохраняющего содержания, выпуска экологической газеты, привлечение к экологическим акциям всех участников педагогического процесса : детей и их родителей, а также защита проекта проходила с использованием информационных компьютерных технологий. Несомненно, подобная работа вызывает огромный интерес у детей и родителей и обучение становится более качественным.
На кружке я ищу и подбираю инновационные методы и приемы, способствующие эффективному восприятию окружающего мира, такие как
- прием моделирования
- прием мнемотаблицы
- технология проектной деятельности.
Прием моделирования – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей, это замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Прием моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологическицелесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
В работе использую разные виды моделей:
1. Предметная модель (аквариум и модель «Экологическое игровое поле», лепбук «Экология» и «Мы-исследователи»).
2. Предметно – схематическая модель (пример, календарь погоды)
4. Мнемотехника (пример)
Мнемотаблица – это искусство запоминания, в ней заложена определенная информация. «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Ушинский К. Д. Мнемотаблица помогает развивать психические процессы – память, внимание, образное мышление, развивается мелкая моторика рук.
Наиболее эффективный способ решения задач экологического образования – это организация технологии проектной деятельности. Использование проектной деятельности в практике детского сада рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Во время работы над проектом уже в дошкольном возрасте формируются такие качества как: самостоятельность, активность, инициативность в поиске ответов на вопросы. Сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.
Я, считаю, что работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьей. Организую экологические праздники для детей и родителей(«в гости к лесовичку», «в царстве воды» выставки рисунков на экологическую тематику и поделок из природного материала, экскурсии, игры-тренинги, консультации для родителей (Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста», создала картотеку элементарных опытов, которые можно провести дома. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Советую родителям прогулку в природу связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, совершили манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика.
По результатам диагностики детей можно сделать следующий вывод: внедрение проектно - исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс повышает уровень знаний экологических представлений детей дошкольного возраста.
Дети моего кружка научились: задавать и отвечать на вопросы, анализировать различные ситуации; отстаивать свое мнение; сочувствовать, переживать, радоваться за себя и других, стали более внимательными, доброжелательными. Научились оценивать свои работы, работы сверстников. У детей появился интерес к миру природы, дети научились замечать, любоваться объектами природы, сформировались познавательные и коммуникативные способности, развились творческие способности, развились положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, повысилась активность, ответственность, самостоятельность, любознательность.
По диагностике, проводимой два раза в год, количество детей с высоким и средним уровнем значительно увеличилось, низкий уровень сведен к минимуму. Поэтому могу с уверенностью сказать, что благодаря использованию метода проектов и исследовательской деятельности детей, у них повысился уровень познавательного интереса. Кроме того, родители стали активными участниками образовательного процесса. Проектная деятельность помогла приобрести умение работать в команде, достигать поставленной цели путем выработки своего плана действий. Технология проектов позволила изменить стиль работы с детьми, построить совершенно новые взаимоотношения с родителями воспитанников.
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением новых технологий в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом – гипотеза моего проекта подтвердилась.
Свое выступление хотелось бы закончить словами:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!