Светлана Колясникова
Моя педагогическая философия
▼ Скачать + Заказать документы
"Моя педагогическая философия"
. За окном не то дождь, не то снег. Капли барабанят по стеклу, а дома тепло и уютно. В такую погоду хорошо размышлять. Я закрываю глаза и думаю о том, что завтра мне необходимо сдать эссе. В голове происходит настоящий мозговой штурм: "Что писать? Философское размышление. Надо не забыть написать о детях. Боже, я не успею. Так, Света, успокойся. О чем писать? Этот снег или дождь зачем-то, март ведь уже, не ноябрь, как же хочется спать. Буду писать о том, о чем думаю".
Публикация «Моя педагогическая философия» размещена в разделах
Мысли так и струятся одна за другой, и я не могу поймать ту самую, нужную. Я снова закрываю глаза и заставляю взять себя в руки: "Не думай о проблеме, думай о решении". И пальцы стучат по клавишам, как капли дождя по стеклу.
С детства я мечтала быть учителем. Все остальные профессии казались мне непонятными, мудреными, а в профессии учителя все было понятно - учишь детей тому, что умеешь сама.
После школы я с легкостью поступила в педагогический техникум. После его окончания планировала работать в школе, казалось, что все двери открыты. Каково же было мое удивление и возмущение, когда меня, выпускницу техникума, да еще и с красным дипломом не хотели брать на работу в школу из-за отсутствия опыта ну или каких-то других причин. Теперь я начинаю понимать, что кто-то свыше подсказывал мне другую дорогу.
Я продолжила учебу, поступив на педагогический факультет Курганского государственного Университета.
2006 год. Лето. Как и многие студенты ВУЗов на лето я искала подработку, чтобы не зависеть от родителей, но меня не привлекали "высокооплачиваемые" смены официанток, продавцов-консультантов, администраторов. Моя душа требовала романтики, и в поисках романтики я отправилась в детский сад. Далеко идти не пришлось, напротив корпуса университета находится детский сад №8. Вот уж где мне были по настоящему рады! Мой детский сад "Агуша" города Кургана для детей раннего возраста. Столько маленьких детей я до того не встречала. Мои коллеги думали, что я сбегу после первой же смены. Видимо, прецеденты были. Конечно, начинать было немного страшно. Страшно от всего: от большого количества детей, от понимания, что дети маленькие со своими особенностями, от того, что новый коллектив взрослые женщины, по возрасту похожие на мою бабушку, от того, что мне предстоит принимать самостоятельные решения и влиять на судьбы дошколят. Но лето заканчивалось, а мне уже не хотелось расставаться со своими карапузами. Так я осталась на 3, 5 года параллельно продолжив учебу в университете.
2010 год. В моей жизни произошли большие перемены, связанные с изменением места жительства. Я переехала из Кургана в Кочневское. В моей жизни стали появляться новые люди, налаживаться новые контакты. Попала работать в школу, как и мечтала в детстве. Но это было уже не то. Казалось, что занимаю чужое место, делаю что-то не то, упускаю что-то важное. Меня мучил вопрос: «Что ждёт меня впереди?" На мое счастье в школе задались вопросом предшкольной подготовки, и я с радостью увлеклась предшкольной порой вместе с детками из детского сада "Тополек" (п. Октябрьский). Все вопросы быстро отошли на задний план, началась череда веселых дошкольных событий: занятия, праздники, развлечения, экскурсии, родительские собрания, слезы минутного отчаяния и ликование по поводу заслуженных побед. Всё это захватило меня целиком и стало смыслом моей жизни на ближайшие 3 года.
2013 год. Еще один переезд. И снова новые люди, новые знакомства, новая работа, новый коллектив. В этом же году я устроилась на работу воспитателем в детский сад "Ягодка". Работа воспитателя – это не легкий труд, но вникнуть в эту профессию я смогла. Самое главное, что мне удалось – легко войти в детский коллектив. Когда дети нас, педагогов, принимают всей душой – это источник вдохновения всей педагогической деятельности.
Никогда не подсчитывала, сколько же лет я работаю! Но получается около семи. Много это или мало? Опять вопрос! На мой взгляд, мало - нет достаточного опыта. Он накапливается постепенно, ведь я многому учусь, стараюсь узнавать и не отставать от важных событий в области дошкольного воспитания. На работе ежедневное самообразование в общении с коллегами, детьми, родителями. Каждый день я что-то планирую, реализую, показываю, общаюсь. И это естественно, это правильно. Дома - работа над проектом или презентацией, подготовкой к занятиям, конкурсам, а еще дочка, муж, бытовые трудности. И это правильно, и это хорошо. Все в нашей жизни бежит, бежит, порой я за ней не успеваю. Но неужели так важно за всем успевать, гнаться, спешить? Неужели, если я чего-то не успею сделать, меня меньше будут любить дети?
Вот она проблема нашего поколения. Вечно спешащие взрослые. Всё они хотят успеть. А как же дети? Я часто наблюдаю в своем саду, как родители подгоняют детей: "Быстрее, быстрее". Вот и они становятся суетливыми, спешащими, а в итоге - депрессии или непослушание. Вот и все. Вот она, простая истина, ведь недаром говорят: "Все гениальное - просто!"
Если бы меня попросили ответить одним словом на вопрос: «Кто ты?». Не раздумывая, я бы ответила: «Я – воспитатель». Наверное, это не правильно. Наверное, правильнее было бы сказать: «Я – мать» или «Я – женщина», или же «Я – человек». Да, несомненно, я – человек, я – женщина, я – мать… Но я с полной уверенностью и осознанием, с гордостью утверждаю: «Я – воспитатель!» Человек – воспитатель, женщина – воспитатель, мать – воспитатель… Я поняла, что воспитатель для меня – это даже не профессия, это образ моей всей жизни.
Да, я воспитатель. В своей работе я даю детям различные знания, но стараюсь не торопить их: не доделал? - отдохнешь и доделаешь, не получается? - отдохни и я тебе помогу, не успел нарисовать? - отдохни и посмотри, пусть не все нарисовал, но аккуратно. Я всегда говорю: "Не спеши, подумай; не спеши, а то упадешь и т. д. " Детям так необходима эта размеренность, спокойствие. Ведь тогда и душевное спокойствие будет в порядке, и капризов меньше, в итоге и успеваемость в школе будет лучше. Но, к сожалению, всё это остаётся только в рамках детсада.
А как же родители? В настоящее время они мало уделяют внимания своим детям, порой даже не знают особенностей своего ребенка, его увлечений и проблем. Все говорят о том, что воспитатели должны помогать родителям понять своего ребёнка. Но как? Порой они, оставляя ребёнка за порогом детского сада, полагают, что все необходимые знания дети получают у нас, не задумываясь, что достигнуть положительного результат можно только работая во взаимодействии. На собраниях я говорю родителям, какие они молодцы, но если бы они почитали ребенку сказку, поиграли в игру, да просто, не спеша поговорили с ним о том, что он делал в течение дня, было бы намного полезнее для ребенка. Я надеюсь, что со временем, накапливая опыт общения с родителями, я смогу найти свой особый подход к родителям, и вместе мы сможем вырастить счастливого, доброго, умного ребёнка, способного воспринимать мир с открытой душой. Хочется, чтобы родители понимали: детство – это не период подготовки к будущей жизни, это часть всей жизни. В нем ребята получают первые опыты решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир.
Мне нравится быть воспитателем. Я не просто работаю воспитателем, я живу воспитателем.
Я открываю глаза. Прислушиваюсь. Тишина. Закончился этот снежный дождь, а значит, завтра выглянет солнце. Я невольно улыбаюсь, и думаю о том как хорошо, что весна, что завтра на работу. Я знаю о чем буду писать! Так и хочется вскочить и закричать: "Давайте ценить, любить и уважать друг друга! Ведь только тогда наши дети станут по-настоящему счастливыми!"