Лариса Гацко
Фото экскурсия по музею-заповеднику в Щелыково (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
Моя фото экскурсия по Музею - заповеднику в Щелыково.
(часть первая)
Лариса Гацко. Блог.
Мелькает день за днём
И вот уж август.
Ещё совсем чуть-чуть…
И отпуск пролетел…
Меня вы спросите
Где отдыхала?
Египет? Турция? Или другой удел?
Скажу вам честно, не кривя душою
Нет места лучше, чем родима сторона.
Где Волги ширь, лесов могучий шепот,
Грибных и ягодных полянок пестрота!
Публикация «Фото экскурсия по музею-заповеднику в Щелыково (часть первая)» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Поверьте, здесь, в родных пенатах,
Крепчает русский наш могучий дух,
Глаза горят, в груди огонь пылает,
Так не зарядит вас коллеги, Юг!
Предлагаю «душевную» экскурсию по музею-усадьбе Александра Николаевича Островского в Щелыково – одной из жемчужин в ожерелье достопримечательностей Кинешмы.
И так! Музей-заповедник «Щелыково» - известное место России, неразрывно связанное с усадьбой, прежде принадлежавшей гениальному русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому. Усадьба является чудесным девственным уголком, затерявшимся в лесах Заволжья.
Красота окружающей природы и поныне сохраняет ту притягательную силу, то очарование, которую испытывал драматург в свой первый приезд в Щелыково. Он называл эти места русской Швейцарией.
Щелыково являлось и местом летнего отдыха, и одновременно источником вдохновения для написания произведений. Больше половины своих пьес Островский создал в Щелыкове, это: «На всякого мудреца довольно простоты», «Поздняя любовь», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Гроза», «Сердце не камень», «Невольница», «Волки и овцы» и другие пьесы.
На центральной березовой аллее, при подъезде к усадьбе, установлен памятник А. Н. Островскому, к 150-летию со дня рождения драматурга (1973г.)
С центральной аллеи дорога сворачивает к усадебному дому, в котором драматург прожил много лет. Ещё в первый свой приезд, Островский отметил, что дом «удивительно хорош, как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещений».
В дом драматурга входишь с волнением. Создается впечатление обжитого, уютного, теплого дома. Кажется, хозяева на некоторое время вышли и вот-вот вернуться.
Обстановка простая, бесхитростная, русская: некрашеные полы чисто вымыты, создают аромат свежего дерева, на полу домотканые дорожки.
В передней печь с медными дверками, ломберный стол, сценические костюмы, на стене картина, подаренная Александру Николаевичу известным художником Перовым «Птицелов».
Узкий коридор ведет в столовую, самую большую и светлую комнату в доме. В центре-большой обеденный стол «сороконожка», покрытый белой скатертью, в середине стола букет полевых цветов, мебель в холщевых чехлах, над столом лампа с белым абажуром.
У окна в буфетную самовар, по семейному преданию, принадлежавший ещё отцу драматурга.
В столовой много комнатных растений в плетеных корзинах.
Здесь собиралась к обеду большая семья Островских и многочисленные гости, которые приезжали в Щелыково семьями и подолгу гостили. Александр Николаевич без гостей скучал. Он не раз писал друзьям: «…как ни хорошо в Щелыкове, но одному все-таки скучно. Охота нынче хорошая, рыбная ловля отличная, но я один не могу наслаждаться ничем…» Он старался создать наиболее благоприятные условия отдыха для друзей.
Гостиная дома небольшая, но очень уютная. Здесь читались и обсуждались отрывки из новых пьес, слушались занимательные рассказы, звучала музыка.
На темном фоне бархатных аквамариновых обоев с черными цветами, эффектно выглядит белая печь, овальный гостиный стол, на стене старинное зеркало в резной раме, кресло-качалка, плетеная двухъярусная корзинка для рукоделия, принадлежавшая жене драматурга, стены украшены картинами и семейными портретами в золоченых рамках, старинное фортепиано, приобретенное отцом драматурга, стул-вертушка к нему. На фортепиано удобно разместился сборник цыганских романсов с автографом дочери Александра Николаевича- Людмилы.
Жена Островского, Мария Васильевна, была большой любительницей музыки и пения, с удовольствием исполняла цыганские романсы и русские народные песни.
Если распахнуть двухстворчатые двери, можно пройти на южную террасу, которая служила своеобразным продолжением гостиной.
Большой стол, покрытый белой скатертью, плетеные кресла и стулья. На столе традиционный букет в низкой чаше. Здесь обычно пили чай, вели беседы, слушали музыку. С южной террасы открывается прекрасный вид на окрестности.
Наслаждаясь окружающей красотой, драматург погружался в свои мысли, и возможно на этой террасе его посещали новые творческие шедевры. А может быть здесь, под бархатный голос Марии Васильевны, под душевные песни, он просто любовался красотой русской природы.
Александр Николаевич любил порыбачить. Это сейчас прудики затянулись тиной, а раньше, там на бережку, на своем любимом стуле, подолгу сидел Островский с удочкой в руках.
Но главным его занятием оставался литературный труд. Охотно работая на террасе, в парке, в беседках, большую часть своего рабочего времени драматург проводил в своем кабинете.
Обстановка здесь самая простая: письменный стол, подаренный братом Михаилом дорожный секретер, двухсвечник с зеленым абажуром, подставка под спичечный коробок, несколько книг в деревянной подставке, маленькая рамочка с фотографией отца, резные рамки, сделанные его руками с фотографиями жены, детей, любимых актеров (известно, что Александр Николаевич увлекался работой по дереву, в том числе выпиливанием лобзиком, а также незаконченный перевод рукописи «Антония и Клеопатры» В. Шекспира, которую он держал в руках в последнее своё утро.
По соседству с кабинетом-комната жены драматурга. Она небольшая, но уютная.
Это типичная женская комната. Здесь можно увидеть мебель и вещи хозяйки, в том числе и рамку собственноручной работы, на стенах фотографии детей (их было шесть). Здесь же располагается раковина с её гигиеническими принадлежностями.
Одну из комнат дома занимает библиотека Александра Николаевича Островского, состав которой отражает разнообразие интересов её владельца: историческая литература, драматургия, книги по фольклору, сельскому хозяйству и др. В этой комнате представлен массивный секретер с его фотографией в рамке на столе. На стенах работы старшей дочери драматурга – Марии, фото братьев.
И наконец, прихожая комната. Сюда приходили к Александру Николаевичу жители соседних деревень, побеседовать, попросить о помощи.
Против южной террасы по склону к Нижнему парку спускается лестница. Направо и налево от неё-беседки со скамейками в виде буквы «П», переплетенные хмелем.
У самого начала лестницы, с каждой стороны на кирпичных белых столбиках-вазоны с настурциями, как и при жизни А. Н. Островского.
Внизу, напротив лестницы одноэтажная шестигранная беседка, с тесовой крышей в виде остроконечного гриба и перилами. Драматург любил там отдыхать и работать. Вероятно, поэтому позднее её стали называть «Беседкой Островского».
Сегодня Музей-заповедник «Щелыково» является островком культурных традиций многих поколений в естественной гармонии с окружающей природой, особой атмосферой, витающей здесь. Его посещение не оставит равнодушным никого, кто хоть раз придет сюда – в эти благословенные и манящие своей красотой места.
Особо хотелось бы отметить, как хороша и сказочно красива природа Щелыкова. Но это уже совсем другая история, которую я вам обязательно расскажу в ближайшее время…
Благодарю за внимание!
Продолжение следует…