Оксана Михеева
Конспект занятия «Мой родной город Белово»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города; формировать интерес к улицам, зданиям, труженикам, защитникам города. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине.
Словарь: первоселенец, промышленность.
Предварительная работа: экскурсии по городу, посещение краеведческого музея, выставочного зала «Вернисаж», Дома творчества. Беседы о родном городе, рассматривание картинок, фотографий, чтение и заучивание стихов о городе.
Публикация «Конспект занятия „Мой родной город Белово“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Город мой необозримый
В свете солнечного дня
Красотой неповторимой
Тешит, радует меня
Я люблю мой милый город
Что светлей и краше стал
Он еще ведь очень молод –
Ещё век не разменял.
- Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе, как он называется? (БЕЛОВО) Мы, его жители, называемся (БЕЛОВЧАНЕ) Город стоит на маленькой речке (БАЧАТ)
Сегодня я вам расскажу о том, как появился наш город.
Воспитатель показывает картинку Н. Козленко «Фёдор Белов»
- Когда-то давным-давно на реку Бачат, поселился Фёдор Белов со своей семьёй. Он считался сбежавшим с рудника, где возмущался против страшного каторжного труда и ему грозила опасность. Затем, за ним ушли с рудника и другие рабочие, и поставили свои избёнки рядом с хатой Фёдора Белова. Место это, где сейчас находится улица Пушкина в Старо Белово, было большим берёзовым лесом. Люди собирали грибы, ягоды, разводили птицу, скот; засевали опушки рожью, пшеницей. Так росла деревня, которую назвали в честь первоселенца Фёдора Белова – Белово. Но до Фёдора Белова в этих местах недалеко жили местное население, которое занималось скотоводством, у них были большие отары овец и большие табуны коней, кто они?
- Телеуты.
- Что вы можете мне рассказать о местном малом народе? Почему так отзываются о них?
- Малая численность, традиции погибают.
- Расскажите мне о традициях телеутов.
Дети рассказывают уже знакомые им традиции: телеуты были кочевниками, они разводили скот, особенно лошадей, занимались охотой на белок, сусликов, косуль, соболей, лосей. У телеутов были свои боги и шаманы которые служили богу земли и подземного царства. Люди приносили жертвы этим богам – убивали животных, устраивали в их честь пиры. Они поклонялись духам, которые защищали их семью и род. Самого главного духа звали – Кайракан, жил он в горах Каракана. В каждой семье были образки – Эмэгендер, к которой они обращались с просьбами.
Национальная одежда не такая как у нас. У мужчин рубахи пёстрые до колен, сапоги, белые или синие штаны, малахаи – шапки. Женщины носят длинные рубахи. Платье внизу из шёлка и вышита по груди золотой тесьмой; а поверх надевалась кофта с широким воротом. Ворот был вышит бисером, орнаментом в виде разных геометрических фигур.
Праздничная одежда у телеутов очень красивая (приложение №1) : кошенные сапоги очень мягкие, вся верхняя и нижняя одежда вышивалась золотыми нитками, тесьмой и бисером, орнаментом, в основном, в виде кубиков. Раньше возле дома телеуты развешивали шкуры животных убитых для жертвоприношения духам. Возле дома ставили ветки березы или всю березку и украшали их множеством разноцветных лент. Этот обряд называется «самдор». Ветки берез в праздник нужно обрызгивать из пиалы деревянной ложкой напитком. Так люди просили духов, чтобы они охраняли семью и скот от болезни и несчастий.
Телеуты до сих пор воруют невесту – умыкают, с её согласия. Раньше увозили на коне, а сейчас на машине. Отец невесты, через два-три дня после умыкания, бил плёткой жениха, это называлось мирением.
Воспитатель: Многие традиции остались живы и телеуты до сих пор по ним живут. До сих пор у телеутов есть шаман – который служит добрым духам и прогоняет злых.
Сохранились куколки-образы «Эмегендеры». У телеутов – емегендеры (приложение №2) обозначали предков по женской линии, которые считались родоначальницами, почитаясь как покровительницы домашнего очага и деторождения. Считалось, что они заботились о благополучии семьи, об увеличении рода, охраняли здоровье детей, домашний очаг и скот.
Девушки, выходя замуж и покидая родительский дом, брали с собой и перевозили в дом мужа такие фигурки. Их «угощали» салом и маслом, хранили в мешке или в берестяной коробке на печке, на полке, под крышей дома или в амбаре. Наиболее древние по типу орекеннеры и емегендеры делались из шерсти и обматывались лоскутком пестрой ткани, иногда пришивались глаза.
Телеуты – народ теперь осёдлый, они перестали кочевать, построили дома, и возле каждого дома растет обязательно береза. До сих пор, отправляясь в горы на охоту, или по ягоды, они возле подъема на березу вешают разноцветную ленту, тем самым предвещая благополучное возвращение. Эту традицию у телеутов переняли и русские.
- Ребята, а на каком транспорте можно попасть в наш город?
- На поезде, автобусе.
- Куда прибывает поезд? Автобус?
- На железнодорожный вокзал, автовокзал.
- Какой у нас в городе основной вид транспорта.
- Автодорожный.
- Назовите главные улицы нашего города.
- Советская, Ленина, Октябрьская.
Воспитатель раскладывает фотографии (приложение №3).
- Ребята, на фотографиях изображен наш город Белово. Посмотрите как рос и развивался наш город. На одной фотографии изображен город в прошлом, на другой в настоящем. Расскажите что изменилось?
Дети рассматривают фотографии и поочередно рассказывают о том, что изменилось в городских пейзажах.
Рассказывают о Доме Творчества – музее и Палеховской росписи, «Вернисаже», памятниках БМП и ВОВ, магазинах, школах, институте, колледже, кинотеатре «Рубин», о часовне, о ЦДК, Доме спорта – подчёркивают, на какой улице находится здание.
Игра с мячом «Назови свой адрес».
Воспитатель: Есть на свете замечательные люди, которые героизмом своим прославили своё имя. В честь таких людей называют города, корабли, площади, улицы. В нашем городе есть улица В. Волошиной, кто такая Вера, я сейчас вам расскажу и почему в её честь назвали улицу.
Рассказ воспитателя «…»
Воспитатель: Наш город – город труженик. Чем славен наш город? Где добывают уголь? Для чего нужен уголь? Назовите профессии угольщиков и энергетиков? Какое еще предприятие вы знаете в городе? Что изготавливало? Где применяется? Профессии люде работающих на заводе?
Город Белово – это наша малая родина, самое родное место на Земле. Город Белово крупный город в Кузбассе и в России – труженики Белово добывают уголь, энергию, военной промышленности радиодетали: чтобы было уютно и красиво в городе архитекторы планируют и строят новые дома и магазины, банки, люди, работающие в «Зеленстрое», садят деревья и цветы.
Мы с вами жители нашего родного города. От вас зависит, каким будет наш город в будущем. Если мы будем очень сильно любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днём все лучше и лучше, то скажем так:
Ты прекрасен, мой солнечный город
Эту песню тебе я пою
Над тобою пылают рассветы
День лазурный встает над тобой
Весь ты соткан из солнца и света
Стал навеки моею судьбой!
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам нарисовать ваш любимый «уголок» нашего родного города, например, тот, где вы любите гулять и играть, весело проводить время с друзьями. (дети рисуют)