Катюшка Шабалина
Мой проект назывался «Мама, папа, я — читающая семья».
▼ Скачать + Заказать документы
Изначально родителям была предложена анкета, чтобы выяснить уделяют ли родители семейному чтению внимание и как часто!
В результате было опрошено в группе «Радуга» 15 человек.
Хочу остановиться на некоторых вопросах и ответах, которые вызвали у меня состояние удивления, разочарования, шока.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
- несколько книжных полок – 8 чел. 53%
- книжный шкаф – 1 чел. 6,6%
- стеллажи с книгами – 1 чел. 6,6%
- другое - 5 чел. 33,8%
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
- да – 14 чел. 93%
- нет – 1 чел. 7%
Публикация «Мой проект назывался „Мама, папа, я — читающая семья“,» размещена в разделах
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день – 0 чел. 0%
- каждый вечер перед сном – 3 чел. 20%
- когда попросит – 12 чел. 80%
- иногда – 0 чел. 0%
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
- не назвали – 3 чел. 20%
- назвали – 12 чел. 80%
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:
- назвали – 12 чел. 80%
- не назвали – 3 чел. 20%
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
- да – 9 чел. 60%
- нет – 1 чел. 6,6%
- иногда – 5 чел. 33,4%
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- да – 4 чел. 26,6%
- нет – 1 чел. 6,6%
- не знаю – 10 чел. 66,8%
8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
- знает – 1 чел. 6,6%
- не знает – 14 чел. 93,4%
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
- да – 12 чел. 80%
- нет – 0 чел. 0%
- не знаю – 3 чел. 20%
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
- да – 0 чел. 0%
- нет – 15 чел. 100%
11. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
- да – 1 чел. 6,6%
- нет – 14 чел. 93,4%
Вывод: В результате анализа анкет можно сделать вывод, что в семье имеются книжные полки, стеллажи и шкафы, но родители мало уделяют внимание семейному чтению, не в должной мере, читая детям только тогда, когда попросят. И нам, педагогам, необходимо обращать внимание на это при планировании работы с родителями и оказывать им педагогическую помощь.
Проведя анкетирование, исходя из вывода, составила педагогический проект, в котором ставила перед собой такую цель, как помочь родителям осознать ценность детского чтения, активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения.
Из данной цели вытекали
Задачи:
1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
4. Повысить культуру речи родителей, детей.
5. Воспитывать бережное отношение к книге.
Что я ожидала в результате?
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Для успешной реализации проекта были поставлены задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье В детском саду
ежедневное чтение детям художественных произведений; ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;
ввести в круг чтения детскую периодику; контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; использовать собственные книги детей в процессе группового чтения;
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; активизировать работу уголка чтения группы (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки «Вместе с книгой я расту», «Книжный парад для дошколят»);
создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки; вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;
Какие формы взаимодействия я использовала в работе:
Участники Формы взаимодействия
воспитанники непосредственно образовательная деятельность;
организация книжного уголка в группе;
утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
игры-драматизации, дидактические игры;
дневные литературные чтения;
книжные выставки;
ситуативное обучение;
родители презентация опыта семейного воспитания;
наглядное информирование, анкетирование, практические консультации;
родители, воспитанники
выставка «Вместе с книгой я расту»;
выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
экскурсия в городскую детскую библиотеку;
книжные выставки «Книжный парад для дошколят».
- видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Царевна – лягушка»;
- фонотека: аудиозапись детских произведений;
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин из сказок;
- детская художественная литература;
- детская познавательная литература.
В конце недели, 03.04.2015 года, было проведено собрание для родителей, целью которого было помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их жизненной судьбы.
Повесткой родительского собрания было:
1. Рассказать о пользе семейного чтения, его роли в воспитании ребёнка
2. Игровые паузы «Продолжи пословицу», «Клубок», «Продолжи сказку»
3. Обмен опытом семейного чтения (Вожакова Т. А., Григорьева)
4. Подведение итогов собрания.
5. Принятие решения.
Из проделанной работы я сделала вывод, что нам, педагогам, еще работать и работать над изменением мировоззрения родителей.