Оксана Полежаева
«Мой прадедушка — герой Великой Отечественной войны». Краеведческий проект
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
Введение…3.
1. Мой прадедушка – Участник Великой Отечественной войны…5.
1.1 Детство и юность моего прадедушки…. 6.
2. Военное время…. 7.
3. Послевоенное время….9.
Заключение…. 10.
Список источников и интернет-ресурсов….11.
Приложение …12.
Война ещё исчезнуть не готова.
Те годы – миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Петр Давыдов
Введение
Публикация «„Мой прадедушка — герой Великой Отечественной войны“, Краеведческий проект» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! С каждым годом мы все дальше от страшных лет. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героизм людей, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться миру.
Война – это горе и слезы. Скоро будет 75 годовщина с той поры, как отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. Тысячи людей прошли через все испытания и мучения самой тяжелой войны 1941-1945 годов. Тяжелые годы испытаний выпали на судьбы советского народа: погибали отцы, братья, сыновья, мужья. Боль и утраты войны не обошли стороной ни одну семью. Поэтому тема Великой Отечественной войны навсегда останется актуальной, а День Победы – 9 мая – самым трогательным, самым душевным праздником страны.
Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей. Но я много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной, война вошла в каждый дом. Я всегда слышал в семье, что у меня есть прадед, который участвовал в Великой Отечественной войне. Мне захотелось побольше узнать о моём прадедушке и рассказать о нём всем.
В семейном архиве хранятся медали моего прадедушки, но я столкнулся с проблемой: слишком мало знаю о трудном и героическом периоде в жизни моего прадедушки, о том, как он прошел через страшные испытания в Великой Отечественной войне. Поэтому я хочу посвятить свою работу прадедушке и считаю тему работы актуальной, так как испытания, через которые прошел русский народ нельзя забывать ни при каких обстоятельствах.
Цель работы: Собрать сведения о своем прадедушке Полежаеве Петре Ивановиче.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить семейный архив (фотографии, военный билет, другие документы) времён Великой Отечественной войны.
2. Разыскать информацию об участии моего прадеда в боевых действиях;
3. Узнать судьбу моего прадеда и его семьи в послевоенные годы.
Гипотеза исследования: мой прадедушка был защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внёс посильный вклад в Великую Победу.
Объект исследования: Великая Отечественная война
Предмет исследования: вклад прадеда в победу над фашисткой Германией.
Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.
1. Мой прадедушка – Участник Великой Отечественной войны
1.1 Детство и юность моего прадедушки.
Мой прадедушка Полежаев Пётр Иванович родился 30 января 1926 года в селе Большой Ут. Мать Филиппова Таисья Егоровна, отец Полежаев Иван Макарович были крестьянами, жили скромно, имели хозяйство. В семье было пять сыновей и три дочери. Мой прадедушка первым сыном, то есть старший сын. Окончив неполную школу (7 классов) в июне 1941 года. А чрез неделю началась война. Председатель колхоза взял выпускника школы к себе в контору помощником секретаря. Пётр в поле рвался, хотел стать трактористом, но председатель был неумолим: «Найди себе замену из грамотных, тогда отпущу» Но 14 октября 1943 года пришла долгожданная свобода от канцелярщины – повестка из райвоенкомата.
2. Военное время
Полежаев Пётр Иванович – дедушка моего папы. Именно он поделилась со мной биографическими данными о прадедушке.
Собрав нехитрые пожитки и продукты, 17- летний паренёк добрался до 8-й окружной школы снайперов в городе Красноуфимске, в военном городке на улице Мизерова (приложение 1).
И начались трудные дни учёбы, дежурств: в карауле, наряды, патрулях. Прадед научился метко стрелять из снайперской винтовки, маскироваться, вести наблюдения с помощью бинокля и через прицел… Самым тяжёлым считались занятия по самоокапыванию из положения лёжа (под огнём противника, рытьё окопов, траншей, ходов сообщения.
В августе 1944 года снайперов и бойцов стрелковых рот погрузили в «телятники» и отправили на фронт. В составе отделения снайперов рядовой Полежаев попал в первую роту второго батальона 234-го стрелкового полка. Дивизия и весь фронт вели наступление в направление Литвы. В предыдущих боях полк понёс большие потери. Комполка, приняв пополнение, поставил задачу командирам: наступать! Первый бой – первые потери. Петр плохо соображал, что вокруг происходит. Молодого снайпера матушка-земля шатала, как моряка на публике в шторм. Да всем молодым бойцам было страшно, словно попали в ад кромешный: взрывы авиабомб и снарядов от сотен орудий и миномётов, стрельба из всех видов оружия слились в страшный гул. Он парализовал разум, хотелось бежать, спрятаться где-то. Но Пётр пересилил это адское наваждение и повел огонь из своей винтовки. Это правило в чувство, добавило уверенности. Он целился во врага и стрелял, стрелял….
Полк выполнил задачу - крепленная высота была взята. К тому времени командиры научились воевать и взаимодействовать со всеми родами войск. Штурмовики «ИЛы» и «Катюши», 152-мм пушка так проутюжили высоту, что первую и вторую немецкие траншеи наши прошли почти без боя. На третью траншею пехотинцы шли вслед за танками и самоходками, и быстро овладели ею. Немцы бросились бежать, часть из них сдалась в плен – надоело воевать.
12 января 1945 года соединению была поставлена задача: наступать на город Мемель (Клайпеда, что на берегу Балтийского моря. Прибалтийская группировка фашистов насчитывала более миллиона солдат и офицеров, сотни танков и тысяча орудий. В основном это были прибалтийские и немецкие эсэсовцы. Защищались они отчаянно, знали, что пощады не будет. После мощной артподготовки следовало наступление стрелковых частей, усиленных артиллерией, миномётами и снайперами. Пё тр Полежаев действовал по обстановке: выискивал офицеров и бил наверняка. Хорошо помог своей роте, которая первой закрепилась на окраине Мемеля. Подоспели ещё две роты из второго батальона месте с приданной ротой минометчиков. Советские бойцы усилили натиск, и полк занял город (приложение 2).
Бои, начатые 12 января 1945 года, неожиданно закончились днем 8 мая. Установилась гнетущая тишина. Никто ничего не мог понять, пока в расположение полка не прибежал почтальон с белым флагом и не закричал: «Капитуляция, капитуляция, фашисты сдались!» Тишину нарушили автоматные и пулемётные очереди, стрельба из карабинов, винтовок, пистолетов, крики «Ура-а!». А через сутки сообщили о Победе! И снова ликование и стрельба. Но теперь к радости приблизились слезы печали – поминали погибших товарищей.
3. Послевоенная жизнь.
Продолжил армейскую службу младший сержант Пётр Полежаев в самом южном городе Советского Союза – Кушке. Горная местность с разряженным воздухом, скудная растительность, сильная жара летом, а зимой морозы и пронизывающие сильные ветра делали службу трудной. Засыпали под вой «фашистов», так прозвали шакалов, которые в ночной тиши устраивали «симфонические концерты». Но все тяготы службы преодолел уралец. В звании старшего сержанта Пётр Полежаев в 1948 году вернулся на Урал, в родное село.
С работой тогда было не просто. Разнорабочим – пожалуйста, а на престижную профессию надо учиться. А ведь в семье восемь детей, израненный отец да мать с больной спиной. Петра, старшего из детей, ждали с нетерпением. И он долг перед семьей выполнил – полтора года на совесть работал грузчиком. А ту и два брата подросли и Петра заменили в колхозе. И председатель колхоза отправил молодого фронтовика ка курсы шоферов. Три месяца учебы плюс два месяца стажировки – и заветные права в кармане.
Начинал, как и все, со старенькой «полуторки» (приложение 3).
Потом дали газогенераторный ЗИС-5 (приложение 4, а в 60-м году получил новый грузовик ГАЗ-51 (приложение 5).
Дорог тогда практически не было, машины вязли в грязи, их тянули тракторами. Зимой часто работали лопатой – откапывал машину от снега, отогревал двигатель паяльной лампой, лёжа на снегу. Но работал отлично, план всегда перевыполнял…
Вскоре встречает свою любимую Зою Ивановну (приложение 6, родили сына – Валерия и двух дочерей – Ольгу и Римму. У прадеда 8 внуков и 16 правнуков, и 2 праправнука (приложение 7)
Заключение
Выбранная мной тема проекта не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Все дальше и дальше от нас годы войны. Мое поколение родилось под мирным небом, но в наших сердцах будет жить память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь.
Благодаря этому проекту мне удалось проследить боевой путь моего прадеда Полежаева Петра Ивановича и глубже изучить историю своей семьи. Данная работа доказала, что в нашей семье есть предок, которым мы гордимся. Для нас служит примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине.
С каждым годом остается все меньше живых свидетелей кровавой схватки, и на торжественный парад почти не приходят ветераны войны. В районе осталось мало ветеранов той страшной войны, но память о них живёт в наших сердцах.
Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относиться к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
Я считаю, что в этой работе я узнал о судьбе и военном подвиге Полежаеве Петре Ивановиче, участнике Великой Отечественной войны.
Гипотеза, поставленная в начале работы, нашла подтверждение: мой прадед был защитником Отечества и своими подвигами приблизил Победу в этой страшной войне.
Источники
Материалы семейного архива:
• Записи из семейного архива
• фотоматериалы
• личные документы прадеда
• рассказ дочери Берсенёвой Ольги Петровны и моего папы Полежаева Алексея Валерьевича
• Заметки из газеты «Наш путь» от 18 апреля 2013 г
Интернет-ресурсы
• сайт Бессмертный полк
• podvignaroda.mil.ru
• Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.