Елена Вечерова
Консультация «Физическое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой подход к работе с детьми
Известно, что в дошкольных учреждениях с детьми проводятся физкультурные занятия; утренняя гимнастика; физкультминутки; закаливающие процедуры; подвижные игры; прогулки и экскурсии за пределы участка; праздники; вечера досуга. Кроме того, дети в течение дня самостоятельно занимаются разнообразными видами двигательной деятельности. У каждой из этих форм есть свое назначение и свои особенности в методике; каждой отведено определенное место в режиме дня и недели.
Публикация «Консультация „Физическое воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Спорт так же является средством физического воспитания, в котором задачи укрепления здоровья, развития физических сил и двигательных способностей тесно сочетаются с задачами достижения высоких результатов в отдельных видах физических упражнений. Но, как правило, спортивной подготовкой дети начинают заниматься уже в школьном возрасте. Связано это, прежде всего с тем, что занятия спортом требуют определенной степени дисциплинированности, что сложно обеспечить воспитанникам детских садов.
Преобладающий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, но игра при этом является так же одним из самых распространенных средств физического воспитания детей, и представляет собой сознательную, активную и инициативную деятельность занимающихся, направленную на достижение условий цели.
Как сделать спортивные занятия увлекательной игрой для дошколят? Как обеспечить помимо развития физических способностей детей приобретение ими дополнительных полезных навыков, активизацию познавательной деятельности? Способны ли занятия определенным видом спорта создать условия для преемственности между детским садом и спортивной школой?
Я смогла найти ответы на эти вопросы, все это реально воплотить в жизнь!
Таким видом спорта для меня стало спортивное ориентирование.
Спортивное ориентирование – это передвижение по местности с помощью карты и компаса. При этом, помимо физической и технической стороны спорта, применительно к ориентированию можно говорить и об умственной стороне, т. е. собственно о мыслительной деятельности. В случае спортивного ориентирования сам вид спорта предполагает одновременное задействование физической и умственной деятельности по достижению результата.
Для меня стало целью раскрытие педагогического потенциала спортивного ориентирования в качестве здоровьесберегающей технологии применительно к условиям ДОУ, популяризация этого вида спорта в рамках вопроса преемственности, что как мне кажется, у меня получилось.
В своей работе я использую несколько вариантов применения дисциплин спортивного ориентирования как игровых технологий в интеграции с образовательными областями дошкольного образования.
Прежде всего, хочу рассказать непосредственно об ориентировании на местности, в частности о таких видах спортивного ориентирования как «Заданное направление», «Маркированная трасса (маркировка)», «Лабиринт» и «Выбор».
• «Заданное направление» предполагает ориентирование в заданном направлении, когда заранее определен порядок поиска контрольных пунктов (КП). При этом путь достижения искомого КП выбирает сам ребенок, побежит ли он по дорожкам и тропкам или выберет бег с препятствиями. Используя ориентирование в «Заданном направлении», возможна организация различных видов мероприятий, как индивидуально-поисковых, так и командных и, конечно, совместное групповое мероприятие, в зависимости от цели и задач, поставленных педагогами и, исходя из мотивационной задумки.
• Вид «Маркировка» предполагает движение ориентировщика по заранее известному маршруту, но где располагаются КП не известно. Важно быть внимательным и отслеживать свое перемещение по карте. В данном случае будет интересным проведение мероприятий, где на каждом КП будет размещена информация для построения конечного результирующего компонента. Например, задания для построения изображения на «Игровизоре», либо поиск подсказок для решения головоломки и прочее.
• «Выбор» ориентирование по выбору дает детям большую свободу действий, т. к. не воспитатель, а сами дети выбирают не только сам маршрут поиска КП, но и планируют для себя всю дистанцию. В качестве вариантов можно предложить ребятам: найти определенное количество КП, при этом, какие именно пункты им искать дети выбирают сами; или присвоить контрольным пунктам различное количество очков, дополнительным соревновательным эффектом станет не только быстрота выполнения, но и величина суммы очков.
• «Лабиринт» - это разновидность ориентирования в заданном направлении. Но в условиях детского сада, главной задачей для воспитанников может быть простой сбор всех «правильных» КП. Если на КП расположить различные классификационные элементы, ориентировщику необходимо собрать все элементы в рамках одной классификации. Например, среди животных найти только животных жарких стран, или собрать только съедобные грибы, вариантов может быть огромное количество.
Хочу отметить, что работа с детьми дошкольного возраста и в условиях детского сада педагогами, не имеющими специального образования в области физического воспитания, предполагает адаптированность элементов ориентирования под эти условия (и об этом, я расскажу чуть позднее).
Местностью в данном случае мы называем территорию детского сада со всеми постройками и организованными прогулочными участками. Стоит отметить, что мы используем «особые карты», т. е. карты с отображением объектов ориентирования не в условных знаках, как это реализуется при проведении соревнований по спортивному ориентированию, а в их трехмерной проекции. Т. е. на карте: качели – это качели, домики – это домики, кусты выглядят как кусты, а деревья, как деревья и прочее. При этом дети не выполняют излишнюю умственную работу по преобразованию условных знаков спортивных карт в образы, а, используя присущее их возрасту образное мышление, представляют сразу картинку.
Таким образом, можно говорить о большом разнообразии вариантов использования элементов и дисциплин спортивного ориентирования в дошкольном образовании. Это обуславливается не только внедрением еще одной здоровьесберегающей технологии в образовательный процесс ДОУ, позволяющей расширить возможности для развития у дошкольников дополнительного интереса к познавательной и двигательной активности и формировании представлений о таком виде спорта, как спортивное ориентирование, но и развитии таких важных качеств и способностей как зрительная память и ориентирование в пространстве.
Для детей подготовительной группы я провожу занятия, по разработанной мной программе «Веселый компас», направленные на физическое и познавательное развитие детей, ознакомление с элементами спортивного ориентирования, такими как спортивная карта, компас, призма, контрольный пункт и т. д.
В настоящее время, я смело могу говорить о результативности моей работы в этом направлении, я отмечаю:
- Значительное повышение уровня физического развития и физической подготовленности моих воспитанников. О чем свидетельствуют мониторинги физического развития в динамике. Кроме того, многие мои выпускники уже имеют спортивные разряды по спортивному ориентированию, художественной гимнастики, конькобежному спорту, плаванию, ушу и каратэ.
- Спортивное ориентирование способствует не только физическому развитию детей, но и повышению познавательной активности, аналитических, прогностических и умственных способностей детей, расширению кругозора и формированию навыков владения компасом, пользования картой местности и ориентированию в пространстве. Это подтверждается результатами педагогической диагностики.
- Некоторые мои выпускники, стали учениками ОГБУ ДО СДЮШОР №3, как и я, членами команды «Плис-Иваново» и Федерации спортивного ориентирования Ивановской области, выполнили юношеские разряды по спортивному ориентированию.
- Хотелось бы, так же отметить, приобщение к спортивной культуре и родителей, которые вместе со своими детьми стали активными участниками спортивных мероприятий города, в том числе и по ориентированию.