Марина Гурьева
Мой опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание и формы работы с семьями воспитанников в условиях малокомплектного ДОУ имеют свою особую значимость. Так как я в течение многих лет работаю на разновозрастной группе детей, то свою деятельность выстраиваю как со всем коллективом родителей, так и индивидуально. Обе формы неразрывно связаны, дополняют и углубляют друг друга. Работа со всем коллективом родителей даёт возможность широкого обмена мнениями, что повышает интерес к вопросам воспитания детей, желание включиться в общее дело. Индивидуальная работа с семьями способствует установлению между мною и родителями доверительных отношений, позволяет завязать более тесные контакты, давать более конкретные советы, не вызывая у родителей неловкости оглашением фактов, иногда носящий интимный характер.
Публикация «Мой опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи (продолжение)» размещена в разделах
В работе с родителями использую наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, которые и составляют единую систему работы.
I. Информационно-аналитическая форма.
Цель:
- знакомство с каждой семьей (беседы, посещение семьи на дому, анкеты, тестировании);
- установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей).
- выявление структуры семьи и ее психологический климат (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей)
- выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
В начале и в течение всего учебного года провожу анкетирование родителей, что позволяет мне лучше определить социально-демографический уровень семьи и её социальную характеристику, определить детско-родительские отношения в семье, ориентироваться в педагогических потребностях семьи и возможных предложениях по улучшению работы в группе, детском саду: «Анкета об информированности родителей о работе, проходящей в ДОУ», «Портрет семьи», «Анкета об отношении к образовательному процессу в семье и ДОУ», «Определение типа детско-родительских отношений», «Методы воспитания в семье» (см. приложение №1)
В ходе изучения семей выявляются следующие данные:
1. Возраст родителей:
а) до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас осуществляется стихийно);
б) старше 25 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком, интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).
2. Образование и профессия (позволяет определить социальный
статус семьи и возможный уровень материального благополучия).
3. Состав семьи :
-Полная, простая (родители, дети);
-полная, сложная (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек,
дедушек, а также о наличии в семье других детей);
-полная, изменённая (один из родителей не является родным, неполная.
Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Изучение семьи воспитанника позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
II.Познавательная форма.
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Общие мероприятия провожу как со всем коллективом родителей, так и с отдельными группами, объединёнными по возрастам детей, интересам или проблемам.
1. Родительские собрания (общие и групповые). Цель: решение вопросов и проблем организации образовательного процесса в ДОУ и семье, согласование педагогически целесообразных требований со стороны родителей и педагогического коллектива.
Для того, чтобы у родителей возник интерес к воспитательно-образовательному процессу первоначально знакомлю их с воспитательно - образовательной программой в детском саду по каждому возрасту. Творчески подхожу к подбору материала для собраний: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновении у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом учитываю потребность родителей в знаниях. Активно использую компьютерные технологии: презентации на различную тематику, просмотр фото-слайдов из жизнедеятельности детей в группе. Для выявления потребностей родителей в педагогических знаниях, стимулирования наблюдений за детьми, стремления понять своего ребенка провожу анкетирование для родителей: «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Особенности развития ребёнка-дошкольника», «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности» (позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению ребёнка, «Что умеет ваш ребёнок?», «Ребёнок и его читательский интерес», «Формирование осанки», «Спортивное воспитание в семье», «Наш помощник – этикет» (гигиенические навыки ребёнка) (см. приложение №2). Собрания провожу раз в квартал. Каждое родительское собрание выносит решение, касающееся как детского сада, так и семьи.
2. Родительский комитет. Цель: непосредственное участие родителей в управлении дошкольным учреждением.
В начале года традиционно избирается на первом групповом собрании состав родительского комитета, совместно с которым составляю планирование воспитательной работы на учебный год, планирование работы с неблагополучными семьями. Неоценимую помощь оказывают члены родительского комитета в вопросах касающихся организации какого-либо мероприятия (по благоустройству групповой комнаты и участка ДОУ, поездки, в проведении экскурсий; становятся активными участниками собраний. Совместно продумываем способы реализации поставленных задач. Считаю, что родительский комитет является главным звеном взаимодействия родительской общественности и Учреждения. Организованная совместная работа с родительским активом позволяет быть нацеленными на общий результат, поддерживать друг друга в решении проблем, заменять и дополнять друг друга, создавать атмосферу оптимизма и доброжелательности.
3. Групповые и индивидуальные беседы-консультации. Цель: овладение теоретическими знаниями в вопросах воспитания, актуальных для родителей.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, я подбираю материал для коллективных бесед-консультаций. На групповые консультации приглашаю родителей, имеющих одинаковые проблемы (капризные дети; подготовка ребёнка к школе) или, наоборот, успехи в воспитании (дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). В индивидуальных беседах родители охотно и откровенно разговаривают о тех огорчениях, которые порой доставляет ребёнок; не стесняются рассказывать о чём-то сокровенном, интимном, попросить совета. Стараюсь всячески поддержать родителей, дать совет и определить пути воздействия на ребёнка. Иногда предлагаю отложить беседу и в последствие, через наблюдение за поведением ребёнка, подбор фактов, изучение литературы, даю более квалифицированный ответ.
4. Открытые просмотры детской деятельности. Цель: знакомство с основными методами и приёмами обучения и взаимодействия с детьми.
Такая форма деятельности позволяет познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть, иногда очень стойкое, у некоторых родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка.
Обязательным считаю дать родителям знания об образовательных способностях каждого ребенка, заинтересовать проблемами обучения, затруднениями во время занятий и стимулировать родителей на активную помощь в воспитательно-образовательном процессе. Для этого ежегодно 2 раза в год провожу «Неделю открытых дверей», а также приветствую пребывание родителей и других специалистов (учителей начальных классов) на занятиях в удобное для них время. В этот период у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в детском саду вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми. Прежде всего «транслирую» родителям положительный образ ребенка. После просмотра обязательно провожу небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают определённые советы, рекомендации. Уверенна, что если родителям будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые потребуются для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании своего ребенка и в последующие годы будет весьма велика.