Марина Куземо
Мои методы обучения театрализации
Совершенствование методов обучения и воспитания в моей работе происходит при использовании таких технологий как:
1) Личностно-ориентированная технология:
Технология включает: формирование личности ребёнка; обеспечение комфортных условий в ДОУ; создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве; выявление темпов развития ребёнка; создание условий для творчества личности; разработку занятий на основе диалога и имитационно-ролевых игр; гуманистическое направление, которое обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка.
Публикация «Мои методы обучения театрализации» размещена в разделах
Здесь мною применяются методы эмоционально-ценностных отношений к изучаемому:
а) Метод адидактических ситуаций, разработанный французским дидактом Ги Бруссо. Объяснение нового материала происходит посредством решения житейских задач, воспоминаниям жизненных ситуаций;
б) Метод «учение через обучение» (Мартан, 1993, который основывается на трех компонентах: педагогическо-антропологическом, учебно-теоретическом и содержательном. Суть его заключается в том, чтобы научить детей передавать свои знания сверстникам;
в) Проблемно - креативный метод : синтезирует проблемное и креативное обучение, обеспечивает создание учащимися личного «креативного продукта», направлен на развитие музыкально-творческих способностей учащихся.
Касательно театральной педагогики основополагающими методами в личностно-ориентированной технологии являются:
Метод физических действий - построен на анализе пьесы, выстраивании логической цепочки, и преобразовании в сквозное действие. Для педагогической профессии данный метод интересен тем, что предполагает развитие свойств познавательных психических процессов личности ребенка, определяющих выразительность ее экспрессивных проявлений, а также способность к самокоррекции, гармоничности поведения.
Метод действенного анализа – это способ научения навыкам волевого поведения, называемым «сценическим», логическое выстраивание поведения или действия.
Метод ролевого действия - способствует оптимизации выработки умений и навыков устной монологической диалогической речи ребенка.
Этюдный метод – это творческое исследование, изучение умом и телом какого-либо жизненного действия, человеческого поступка или события в предлагаемых обстоятельствах спектакля.
Таким образом методы и приемы театрализации помогают решать поставленные задачи в гармонизации личности ребенка и его театральных способностей.
2) Игровая технология:
Цель игровой технологии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Нужно отметить, что в педагогике и театральном искусстве присутствует определенная общность - это использование игровой основы. По основному положению системы Станиславского мы видим, что путь к чувству лежит через действие. Сценическое действие заключается в осмысленном влиянии на себя, на людей, на окружающий мир с целью его видоизменить. Ролевая игра - это перевоплощение играющих в иные существа. Эмоциональный опыт ребенка играющего остается во внутреннем мире и дает ребенку возможность заранее проигрывать и выражать то или иное отношение к действительности. Таким образом игра - это свободное действие, которое дает возможность пережить разнообразные эмоции и чувства играющим, преобразовав действительность в концепции сюжета.
Следовательно, прием театрализации в работе с детьми - это возможность проживать и проигрывать определенные действия, получать опыт и обогащать эмоциональную сферу ребенка, тем самым развивая внутренний мир и творческие способности с помощью сосредоточения внимания на ролевой игре, контролируемой и задаваемой взрослым, в нашем случае педагогом.
3) Инновационно-коммуникативная технология.
Технология помогает формировать основы информационной культуры личности, повысить мой профессиональный уровень и компетентность родителей. В работе с детьми использую презентации для занятий, просмотр фото и видеоматериалов. В своей работе подбираю иллюстративный материал, аудио и видео файлы, методическую литературу, через ИКТ занимаюсь оформлением документов, совершаю обмен опытом с коллегами, использую сканирование, интернет, принтер и различную аудиоаппаратуру.