Гюльнар Нагиева
Наглядные методы и приемы обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Методы воспитания
– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Методы обучения
– совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения
– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .
Наглядные методы и приемы обучения
Методы
Публикация «Наглядные методы и приемы обучения» размещена в разделах
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
• показ способов
действий;
• показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
3- Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка;
• беседа (после экскурсии, прогулки,
просмотра диафильмов и т. п.) .
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых
действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от :
- содержания учебного материала;
- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
- оснащенности педагогического процесса;
- личности воспитателя
Средство воспитания.
– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)
1.
Средства материальной культуры
– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
2.
Средства духовной культуры
– книги, предметы искусства, речь.
3.
Явления и объекты окружающего мира
– явления природы, растительный и животный мир.
Средство обучения
– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от :
- закономерностей и принципов обучения;
- общих целей обучения, воспитания и развития;
- конкретных образовательных задач;
- уровня мотивации обучения;
- содержания материала;
- времени, отведенного на изучение того или иного материала;
- объема и сложности материала;
- уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
- возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
- типа и структуры занятия;
- количества детей;
- интереса детей;
- взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
- материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
- особенностей личности педагога, его квалификации.