Жанна Герасимова
«Мой любимый Ярославль». Интегрированное занятие-развлечение в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила муз. рук Герасимова Ж. Н.
Цель занятия : формировать у детей интерес к историко-культурному наследию: способствовать развитию чувства гордости за родной город и интереса к русской народной культуре.
Задачи:
- продолжать формировать понятие «русская народная музыка»,
- расширять представления «как к нам музыка пришла»,
- развивать музыкально-сенсорные и творческие способности детей,
- совершенствовать коммуникативные качества дошкольников.
Публикация «„Мой любимый Ярославль“, Интегрированное занятие-развлечение в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Методическое обеспечение: карты старого и современного города, слайды по теме, музыкальные инструменты (деревянная дудочка, рог коровы, балалайка, гармонь, деревянные ложки и т. д., русские сапожки, платочки для танца, красный цветок, художественная литература.
Проектируемый результат: дети должны пополнить свои знания об окружающем мире и русской народной культуре, эмоционально и осмысленно исполнять песни и танцы. На занятии используются как традиционные, так и современные методы музыкального образования: ретроспективы, контрастного сопоставления, моделирования, здоровьесбережения, размышления о музыке, проблемный, ИКТ, и др.
Ход занятия.
Песня «Весёлая улица» муз. С. Соснина.
Дети входят в зал, исполняя песню с движениями, передовая радостный и торжественный характер музыки. Читают стихи о родном городе.
Муз. рук: Сегодня наше занятие мы начали с песни «Весёлая улица», так как будем говорить об истории родного города Ярославля.
Но, что бы попасть в те далёкие время, когда возник и рос наш город, нам понадобятся «волшебные часы». Давайте уточним, в какое время нам надо попасть: в будущее, настоящее или в прошлое (ответы детей)
Упражнение «Часы» муз. О. Боромыкиной.
Совершенствовать ритмический слух, подготовка голосового аппарата, упражнение на напряжение и расслабление мышц. (Слайд «Старый город»)
Муз. рук: Смотрите! На столе лежит карта, но это другая карта, здесь изображён старый город Ярославль. Чем она отличается от той, которую мы видели на предыдущем занятии? (Город меньше по размеру). Как вы думаете, почему город рос, увеличивался? Потому что с окрестных мест прибывали новые люди, селились на берегах рек Которосли и Волги. Так образовывались «слободки».
Жители каждой слободы занимались определённым видом трудовой деятельности. (Работа с картой) Вот здесь расположилась Толчковская слобода. А хотите узнать, как сложилось это название? В соседнем лесу люди собирали кору деревьев, потом её толкли, а толчёную кору использовали для изготовления кожи. Вот так и возникло название. А из кожи шили одежду и обувь – вот такие сапоги. Как притопнут каблучки – так и захочется пуститься в пляс.
Упражнение «Весёлый ритм»
(Простукивается ритм при помощи сапог)
А ещё можно вести музыкальный разговор при помощи «собственных музыкальных инструментов» : хлопков, притопов, шлепков по телу. Повторяйте за мной!
А теперь посмотрите на следующий слайд («Хоровод»). Вы, догадались, что делают люди? Давайте и мы станцуем, пусть звонче притопнут наши каблучки!
Русский народный танец «Калина»
Закреплять ритмическое разнообразие притопов и танцевальных шагов, развивать коммуникативные качества.
Муз. рук: Движения танцев возникли давно и взяты они из нашей жизни. Вот - движение «окошечко»; вот мальчик, приобняв девочку, приглашает её погулять; вот мы идём вдоль «плетня» и т. д. (Дети повторяют последовательность движений и положение рук)
А теперь мы опять вернёмся к нашей карте – вот здесь, на берегу Волги, находится слобода, которая получила название Коровники. Вы наверно догадались почему?
Здесь на лугах пастухи пасли скот. Нашёл как то раз пастушок Ваня рог, который потеряла корова (показать рог, жалко выбросить – а может пригодится воды напиться - подошёл к реке Волге и зачерпнул. А потом решил из рога сделать музыкальный инструмент, нашёл подходящую тростинку (деревянная дудочка) и соединил их вместе – получилась «жалейка», подул в неё (дыхательное упражнение) и полилась песня над Волгой-рекой.
Песня «Гармонь и балалайка» муз. О. Осиповой
Пение в сопровождении ударных русских народных инструментов, солисты и хор.
Муз. рук: Если звучат вместе разные музыкальные инструменты, то такое исполнение мы называем (все) – оркестр. А какие русские народные инструменты вы ещё знаете?
А теперь можно опять потанцевать.
Русский танец «Гусачок»
Выразительное и эмоциональное исполнение танца.
А какое гуляние без игр, разведения ночных костров, плетения венков и пускания их по воде? (Слайд «Праздник Ивана Купалы»)
Летом, в одну из ночей, искали в лесу парни и девицы волшебный аленький цветок. Кто найдёт – тому и желание исполнится.
Коммуникативный хоровод – игра «Аленький цветочек» рус. нар Пение a capella
Вот так и жили люди в те далёкие времена в нашем городе. Любили потрудиться, любили и повеселиться.
Звон колоколов.
Нам о тех далёких временах напоминает колокольный звон с башен старинного Кремля. Звенят колокола над Волгой рекой и всем сообщают: «Есть такой великий город - Ярославль!»