Елена Владимировна Тетеревятникова
Паспорт проекта «Мой край родной — Югра» для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта " Мой край родной - Югра "
Сфера реализации МБДОУ № 43 детский сад «Лесная сказка»
Участники проекта Дети дошкольного возраста (5-7лет, родители, воспитатели.
Срок реализации Сентябрь 2020 - май 2021
Типовые особенности
проекта По характеру создаваемого продукта: практико – ориентированный; исследовательско — творческий
По временным рамкам: долгосрочный
По количеству участников: коллективный
Темочки:
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Актуальность Формирование патриотического чувства с самого раннего детства не даст утратить общечеловеческие ценности и распространить равнодушие, неуважительное отношение к государству, Родине. Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной.
Педагогическая
целесообразность Необходимость разработки, реализации и использования проекта в образовательном процессе обусловлено следующим:
• Воспитание уважительного отношения к стране необходимо начать с воспитания любви и привязанности родному краю, его природе, людях, культурному наследию. Гордиться страной ребенок будет, если мы научим его гордиться своей Малой Родиной.
• Патриотические чувства формируются в дошкольном возрасте, с воспитания любви к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала. Чтобы стать патриотом своей Родины, ребенок должен, прежде всего, испытывать гордость и уважение к своей семье; знать культуру и историю родного города, края, историческое прошлое; любить родную природу; гордиться людьми, прославившими город, район, округ.
Цель Формирование начальных основ патриотического сознания, эмоциональночувственного познания, истории и культуры родного края
Задачи Образовательные: Развивать творческий потенциал дошкольников, углублять знания детей об истории народов региона, их быту, традициям; воспитывать уважение и интерес к жизни народов Югры, к природе Югры; прививать уважение к официальной символике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры; воспитывать чувство патриотизма.
Развивающие: Расширять знания детей об особенностях культуры народов севера – ханты и манси. Познакомить с названиями некоторых видов орнамента народов севера, активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные: воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые
результаты Результат деятельности детей:
• Образовательная область «Познание» : Дети познакомятся ближе со своим городом и краем Югрой, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры, расширят знания о некоторых представителях животного и растительного мира, смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.
• Образовательная область «Коммуникация» : Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.
• Образовательная область «Художественное творчество» : Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
• Образовательная область «Социализация» : Дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, свой край.
Результат деятельности педагогов:
• Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом и краем – Югрой.
• Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Продукты деятельности педагогов и родителей:
• Словарь терминов «Азбука Югры»
• Обновление уголков краеведения «Наш край – Югра»
Ресурсы проекта • Закон РФ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
• Государственная программа Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры «Развитие образования
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на
2018–2025 годы и на период до 2030 года» (с
изменениями на 22 декабря 2017 года) (редакция,
действующая с 1 января 2018 года)» (Постановление Правительства Ханты Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п);
• Конвенция о правах реб нка (принята
Генеральной Ассамблей ООН от 20 ноября 1989
года);
• Концепция долгосрочного социально
экономического развития Российской Федерации
до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от
17.11.2008 г. №1662-р);
• Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 2.4.2.2821-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.
Москва);
• Законом Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об
образовании в Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре»;
• Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 ноября 2017 года N 681-рп;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
Я Родины себе не выбирал…
В. Плесовских
Именно дошкольный возраст является фундаментом общего развития. Осознавая своё «я», дошкольник самоутверждается, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Главным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, главное, к Родине. Поэтому успешность развития ребенка на региональном материале становится естественной, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через проектную деятельность. В процессе такого взаимодействия детей с окружающим миром зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Родина… Мы ее не выбираем, у каждого она своя. Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – хантам и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.
Теперь Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.
Актуальность:
Формирование патриотического чувства с самого раннего детства не даст утратить общечеловеческие ценности и распространить равнодушие, неуважительное отношение к государству, Родине. Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной.
Педагогическая целесообразность:
Необходимость разработки, реализации и использования проекта в образовательном процессе обусловлено следующим:
• Воспитание уважительного отношения к стране необходимо начать с воспитания любви и привязанности родному краю, его природе, людях, культурному наследию. Гордиться страной ребенок будет, если мы научим его гордиться своей Малой Родиной.
• Патриотические чувства формируются в дошкольном возрасте, с воспитания любви к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала. Чтобы стать патриотом своей Родины, ребенок должен, прежде всего, испытывать гордость и уважение к своей семье; знать культуру и историю родного города, края, историческое прошлое; любить родную природу; гордиться людьми, прославившими город, район, округ.
• Результаты педагогических исследований (анкетирование, беседы, диагностика, проведенных среди детей и родителей воспитанников, показали, что знания о истории родного, природе, традициях родного края, крайне скудны. Опрос родителей показал, что они имеют не достаточно полное представление о событиях, происходящих в округе, не знают знаменательных дат, имеют скудные представления об истории родного края, часто не могут рассказать о них своим детям. Имеется дефицит знаний о прошлом и настоящем родного города, района. В связи с этим назрела необходимость решения проблемы воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Реализация данного проекта поможет решить эту проблему.
Цели и задачи проекта :
Цель: формирование начальных основ патриотического сознания, эмоционально-чувственного познания, истории и культуры родного края.
Задачи:
Образовательные:
Развивать творческий потенциал дошкольников, углублять знания детей об истории народов региона, их быту, традициям; воспитывать уважение и интерес к жизни народов Югры, к природе Югры; прививать уважение к официальной символике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры; воспитывать чувство патриотизма.
Развивающие:
Расширять знания детей об особенностях культуры народов севера – ханты и манси. Познакомить с названиями некоторых видов орнамента народов севера, активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные:
воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Результат деятельности детей:
• Образовательная область «Познание» : Дети познакомятся ближе со своим городом и краем Югрой, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры, расширят знания о некоторых представителях животного и растительного мира, смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.
• Образовательная область «Коммуникация» : Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.
• Образовательная область «Художественное творчество» : Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
• Образовательная область «Социализация» : Дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, свой край.
Результат деятельности педагогов:
• Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом и краем – Югрой.
• Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Продукты деятельности педагогов и родителей:
• Кейс бесед «Наш край – Югра»
• Лепбук «Наш край – Югра»
• Мастер-класс «Изготовление куклы Клюквинки»
• Оформление зоны краеведения в ДОУ.
Этапы реализации проекта :
Этап Срок Цель Результат
1. Организационно-подготовительный Сентябрь 2020 Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс. 1. Разработан проект «Мой край родной - Югра»
2. Диагностика детей (Приложение 1) и опрос родителей.
3. План мероприятий с воспитателями.
4. Консультации для родителей (Приложение 2)
5. Конспекты занятий (Приложение 3)
6. Картотека «Подвижные игры народов Ханты и Манси». (Приложение 4)
2. Организационно-практический Октябрь-май 2020-2021 г. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей. Организация открытых занятий, мероприятий, проведение выставки рисунков «Палитра Югры» рисунков. 1. Реализация плана работы данного проекта.
2. Проведения НОД, викторины, выставки рисунков, проведение мастер-класса
3. Изготовление лепбука «Наш край-Югра».
4. Электронный кейс.
5. Оформление зоны краеведения в ДОУ.
3. Презентационно - завершающий Май
2021 г. Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация проекта. 1. Проведение анализа ожидаемых результатов.
2. Обобщение опыта на педагогическом совете.
План мероприятий по реализации проекта для воспитателей :
№ Мероприятия Цели и задачи Сроки проведения Ответственный:
1 Подбор литературы Сентябрь 2020 год Тетеревятникова Е. В
2 Консультация «Как научить ребенка беречь и любить природу родного края» Формировать знания о культуре, быте коренных народов Севера.
Расширить знания о родном городе Сургуте, его особенностях, людях, его населяющих;
Учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы
Учить замечать красоту окружающей природы. Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера. Октябрь 2020 год Закирова М. Я
3 Мастер-класс для родителей и педагогов «Изготовление куклы Клюквинки» Познакомить с историей хантыйской куклы и традиционной технологией ее изготовления.
Познакомить с образцами хантыйского орнамента, его характерными признаками.
Воспитывать чувство уважения к жителям ХМАО и их культуре. Январь-Март 2021 г Телякова О. Е
4 Выставка рисунков «Палитра ЮГРЫ» Конкурс рисунков совместно с детьми «Мой край-ЮГРА».
Цель: прививать любовь к родному краю. Февраль – Март 2021 г Гунжаева З. Г.
Телякова О. Е
5 Консультация для родителей «Подвижные игры народов Ханты» Патриотическое воспитание. Март 2021 год Тюменцева О. С
6 Викторина для дошкольников «Путешествие по Югорской земле». Закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра и пробудить у детей интерес и любовь к родному краю.
Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни; воспитывать любовь к родному краю.
Март 2021 год
Апрель 2021 год Демьянцева М. Н
7 Разработка конспекта «Я-житель Югры» Формировать первичные представления себе, о малой родине, объектах окружающего мира, представлений о социокультурных ценностях своего народа, о планете Земля как общем доме, об особенностях ее природы;
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Формирование социальной позиции участника и созидателя общественной жизни; • Обогащение активного словаря;
Овладение подвижными играми с правилами. Март 2021 год
Апрель 2021 год Корепанова Т. А
Гилязова Л. В
8 Оформление уголка краеведения. Участие родителей в оформлении уголка.
Цель: прививать любовь к родному краю. Январь- Май 2021год Воспитатели
Тематическое планирование работы по проекту «Мой край родной - Югра» разработано по следующим темам:
№ месяц Тема месяца
1. сентябрь "Моя семья и я"
2. октябрь «Мой любимый детский сад»
3. ноябрь «Мой город - Сургут»
4. декабрь «Моя Югра, мой край родной.»
5. январь "Народы Ханты и Манси"
6. февраль «Коренные жители»
7. март «Красная книга Югры»
8. апрель «Профессии Югры»
9. май «Жители Югры»
В тематическом планировании некоторые темы пересекают друг на друга, что способствует у детей развитию внимания и сохранению интереса темы, знания становятся более крепкими. Вся деятельность имеет интегрированный характер, все занятия проходят в игровой форме. Итоги каждой темы представлены на викторинах, выставках, мастер-классах.
Используемые методы: наглядные, практические, игровые, словесные, исследовательская деятельность.
Региональная составляющая проекта :
Мероприятия проекта способствуют обогащению знаний детей о родном крае, воспитанию любви к нему, заложению истоков патриотизма, формированию гражданской позиции и навыков.
Виды и формы контроля:
Входной контроль проходит в виде опроса и наблюдения, в первый месяц начала занятий, что поможет определить уровень готовности, увидеть индивидуальные особенности дошкольника. Текущий контроль проходит в виде опросов, контрольных, итоговых заданий. В течении года проводятся контрольные срезы знаний. Результаты контроля фиксируются в оценочном листе.
Реализация проекта обеспечила развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков дошкольников, создала предпосылки поисковой деятельности, а главное способствовала формированию гражданско-патриотической позиции воспитанников детского сада.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно в полном объёме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель».
Список литературы:
Для педагогов:
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников учебное пособие/ Н. В. Алешина – М. : ЦГЛ, 2005.
2. Афанасьева С. Ю., Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Новицкая М. Ю. Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и начальной школе: Методическое пособие/ Афанасьева С. Ю., Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Новицкая М. Ю. – М. : Дрофа, 2010-156 с.
3. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами / А. Д. Жариков. - М. : Просвещение,1980.
5. Казакова, С. Т. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - Ростов-на-Дону, 2009.
6. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.
7. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет /Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова - Москва: Сфера, 2007 г. - 150с.
8. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015.- 176 с.
9. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
10. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
11. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4
12. Бондаренко Т. М "Экологические занятия с детьми 5-6 лет" - Воронеж, 2007;
13. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М. : АРКТИ, 2007
14. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика- Синтез, 2008-2010;
15. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. Ростов на Дону: Феникс, 2008;
16. Гризик Т. Н. Познаю мир: Метод. рек. – М. : Просвещение, 2006.
17. Научно – практический журнал [Электронный ресурс] : «Современное
18. дошкольное образование. Теория и практика» - Режим доступа: https://sdojournal.ru/ - Загл. с экрана
19. Сайт для воспитателей детских образовательных учреждений [Электронный ресурс] : ДетсадКлуб – Режим доступа: https://detsadclub.ru/
20. Сайт для воспитателей и родителей [Электронный ресурс] : «Дошколята» - https://doshkolata.ru/
Для родителей:
1. Сайт для воспитателей и родителей [Электронный ресурс] : «Дошколята» - https://doshkolata.ru/
2. Журнал «Стерх», № 1, 1993
3. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
Для детей:
1. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
2. Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
3. Сикорская Г. П., Кушникова Г. И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
4. Сикорская Г. П., Кушникова Г. И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
5. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е. Н. 1995
6. Снегирев Г. Я. «Тунгус и верный», 1985
7. Царенко Т. М. «Сказка северной тайги», 2010
8. Царенко Т. М. «Путешествие в страну нефти», 2002
9. Царенко Т. М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996