Марина Павлова
Эссе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
«Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
А. С. Макаренко
Публикация «Эссе воспитателя» размещена в разделах
Мой путь к профессии воспитателя оказался долгим. В системе образования я работаю всего лишь два с половиной года. Возможно, я просто не осознавала, что это именно то, что мне необходимо.
Если бы мне лет десять назад сказали, что я буду воспитателем, я бы не поверила, так как были абсолютно другие планы на будущее.
Рано или поздно, каждый человек задумывается о смысле жизни. И бывает это тогда, как правило, когда за плечами уже имеется определенный жизненный опыт. Кто-то считает, что смысл его жизни в работе, кто-то думает, что в семье, кто-то считает, что смысл жизни в духовном самосовершенствовании. И каждый по-своему прав.
На мой взгляд, смысл жизни это совокупность всех ценностей человека, которые формируются на протяжении всей жизни. И вот, что человек наработал на протяжении всей своей жизни, я имею в виду его духовные ценности, качества характера, окружение, возможности, что он имеет на момент, когда задумывается о смысле жизни, то и является его смыслом.
В педагогическую профессию я пришла, имея хороший жизненный опыт и окончательно осознав,что же я хочу от жизни. И сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что все не случайно. Как будто Бог давал мне право выбора, испытания, а я выбирала и получала результат, и снова выбор и испытания, и снова результат. А выбирала я профессию, выбирала пути решения проблем, которые возникали при вхождении в новую профессию, способы и методы взаимодействия с людьми и детьми. А если есть выбор, значит, будут и испытания! И испытывала меня судьба, как же я выйду из этой ситуации? А я старалась выходить из каждых своих жизненных передряг достойно, вынося определенный урок, не повторяя прежних ошибок и не возвышаясь над своими маленькими успехами, потому что всегда видела, что можно лучше, что можно дальше идти, что всегда нужно идти в ногу со временем.
Во время вступления в педагогическую профессию я часто задумывалась и задавала себе вопрос «Воспитатель в первую очередь должен учить, воспитывать или любить своих воспитанников?». И мои размышления отчасти были такие, что конечно, учить и воспитывать, так как любить их должны родители, это их долг и обязанность. А иной раз не соглашалась со своими рассуждениями и доказывала сама себе обратное, что все-таки любить. Тогда я еще не знала, как правильно, но проработав какое-то время в детском саду, твёрдо поняла, что без любви в педагогической профессии никак нельзя. Для меня любовь к детям – это та философская идея, которую я стараюсь пронести через всю свою деятельность. Ведь любить – значит дышать творчеством и трудом, стремиться преобразовывать окружающий мир и делать его лучше.
Я люблю свою профессию, да и что может быть естественнее для женщины, чем заниматься с детьми, учить их добру, красоте, открывать им глаза на окружающий мир? Кто еще с такой благодарностью слушает самые обыкновенные вещи? Разве не интересно воспроизводить свои умения рисовать, лепить в этих непослушных пальчиках, которые стремятся подражать тебе? Как лучше всего это сделать? Вопрос трудный, но, главное, не забывать, что мы тоже были маленькими, чаще вспоминать, о чем сами мечтали, думали, во что играли, какие шалости допускали. Ведь взрослые забывают, какими были сами, почему-то им кажется, что они сами были лучше, чем на самом деле, поэтому и к детям относятся строже, чем следует.
Воспитатель для меня – это не просто профессия, это - состояние души, призвание. Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии»
Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребёнок уникален в своём роде, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель.
Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. И надеюсь, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель.
Воспитатель должен постоянно самообразовываться, совершенствоваться, обладать высоким уровнем педагогической культуры, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы воспитания, необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность детей, познавать окружающий мир.
Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.
Свою профессию я люблю и с удовольствием прихожу на работу, где каждый день дарю детям любовь, внимание и заботу и они мне отвечают тем же. Я думаю, у меня, получается, подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что они мне доверяют и с удовольствием каждый день идут в детский сад.
Работая воспитателем, я могу сказать - лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости.