Римма Панькова
Модифицированная программа «Природа — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №23 «Родничок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинского района
Модифицированная программа
«Природа – наш дом»
Составитель: Панькова Р. В.
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации программы : 1 год
г. Туапсе
2013-2014г. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Модифицированная программа „Природа — наш дом“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Программа имеет познавательно-исследовательскую направленность и разработана на основе программ : примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, В. И. Логиновой, О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» и методических пособий Н. А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду», С. Н. Николаевой «Методика экологического воспитания в детском саду».
Основа модифицированной программы - опора на «эмоциональное неравнодушие» каждого ребёнка к природе и наиболее полное привлечение его эмоционально-чувственной сферы. Эмоциональная тяга к природе, стремление к общению с ней, сформированные в младшем дошкольном возрасте, являются основой дальнейшей работы в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность данной программы, это формирование у детей экологического миропонимания.
Суть подхода в данной программе заключается в следующем:
- формирование начального понимания системы отношений человека к самому себе с позиции его отношения к природе. (Так кто же человек — хозяин природы или ее друг и защитник? Исследователь или завоеватель? Он над природой — как единственное разумное существо, или он вместе с природой — как ее часть? Мы все ее дети. Бережем ли мы ее, заботимся — или принимаем ее дары, не задумываясь о ее щедрости)
- воспитание в ребенке уважения к близким, к самому себе, к окружающим его людям. «Что посеешь, то и пожнешь», — говорим мы;
- воспитывать любовь к природе и желание ухаживать за ней.
Принципы программы :
1. Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.
2. Интеграции программных областей знаний, которая позволит охватить не только конкретное содержание, но и целостную картину мира.
3. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия.
4. Формирования способностей: рефлексии, коммуникативность, самооценки и т. д.
5. Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
6. Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки).
7. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.
8. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу.
9. Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Система работы с детьми в этой области построена на постепенном и последовательном решении всех поставленных задач.
Основные задачи программы :
1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении: обогащать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях («кружатся листочки», «прыгают воробышки» и т. д., узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний в процессе общения с природой : доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.
4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
Для реализации поставленных задач используются методы и приёмы, которые обеспечивают наилучшее освоение программы.
Методы реализации программы :
• Совместные со взрослым наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма).
• Игры-экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т. п.
• Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих воспитанников.
• Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающих животных, картинками, природным материалом.
• Использование ИКТ, в качестве средств наглядности, либо в качестве дидактического пособия (изображение животных, природных материалов и т. д.) для работы с детьми.
• Образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театров.
• Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.
Модель построения занятия:
1 часть
• Наблюдение;
• Экскурсии;
• Беседа;
• Труд в уголке природы;
• Рассматривание картин
2 часть
• Дидактический материал
3 часть
• Опыты
Совместная деятельность воспитателя и детей:
• Диагностика экологического воспитания детей.
• Работа с календарями, дневниками наблюдений.
• Наблюдение в уголке природы.
• Целевые прогулки в природе.
• Беседы на экологические темы.
• Игры.
• Работа с моделями.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
• Чтение художественной литературы.
• Просмотр фильмов.
• Опыты, поисковая деятельность
• Труд.
• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему.
Сюжетно-тематическая организация занятий по ознакомлению детей с миром природы прекрасно реализуется в интеграции с другими образовательными областями. Интеграция, как более глубокая форма взаимодействия охватывает все виды детской деятельности. Способствует развитию речи, мышления, памяти, воображения, суждения, эстетического восприятия, оценки и эмоционального отношения к объектам живой и неживой природы.
Срок реализации данной программы - 1 год обучения, 1 раз в неделю, 36 занятий в год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий
Ожидаемый результат:
• Ребенок интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует (присматривается, улыбается, старается приблизиться, потрогать).
• Любопытен, многократно задает вопросы, использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы.
• Эмоционально реагирует на красивое и не красивое.
• Различает и называет некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы.
• Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам.
• Включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными.
• Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить, что-то сам.
• Эмоционально сопереживает, если кому-то больно, проявляет нежность и заботу к знакомым животным.
Тематический план занятий по программе «Природа – наш дом»
Наименование разделов и тем Количество занятий
РАЗДЕЛ 1 Осень 12
Тема 1 «Осень. Перелётные птицы» 4
Тема 2 «Растительный мир» 4
Тема 3 «Животный мир» 4
РАЗДЕЛ 2 Зима 12
Тема 1 «Домашние животные» 4
Тема 2 «Зимующие птицы» 4
Тема 3 «Животный в лесу» 4
РАЗДЕЛ 3 Весна 12
Тема 1 «Я человек» 4
Тема 2 «Экологическая тропа» 4
Тема 3 «Природа –наш дом» 4
ВСЕГО 36