Дарья Михайловна
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды
для формирования основ финансовой грамотности
воспитанников ДОО в возрасте 5-7 лет
Аннотация: Возможности РППС при использовании и формировании основ ранней финансовой грамотности у дошкольников. Включение в предметно-пространственную экономическую среду содержание различных сфер экономики: производственно-технологическую, юридическую, товарно-денежную, нравственно-этическую. Использование наглядных, словесных и практических методов обучения детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой 10 объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников
Публикация «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Ключевые слова: Финансовое образование, финансовую грамотность, основы финансово грамотного поведения, экономическое воспитание дошкольников, рынок, спрос, предложение, цена, заработная плата,
В соответствии с ФГОС ДОУ главной цели и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию «финансовой грамотности» необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам. Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения человека.
Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, небольшие сказки, разбирать различные ситуационные задачи и т. д.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.
Финансовое поведение осуществляется человеком в различных ситуациях и состоит в решении самых разнообразных задач. Грамотность финансового поведения определяется рациональностью и обоснованностью тех выборов, которые осуществляет человек в этих ситуациях.
Необходимость принятия в повседневные финансовые решения, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
• «Финансовое образование» – процесс, посредством потребители финансовых услуг (инвесторы) улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения. В русскоязычной среде под этим понимается скорее просветительская деятельность и точнее может быть названо финансовым просвещением;
• «Основы финансово грамотного поведения» – сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.
• «Финансовую грамотность» принято определять, как совокупность знаний о финансовом секторе, особенностях его функционирования регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах и умения их применять полным осознанием итогов своих действий и готовностью нести ответственность за осуществляемые решения.
В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности.
Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т. п.) успешно проходит в игровой деятельности:
сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»,
дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»,
настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»,
речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).
Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.
Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины:
«Что? Где? Почём?»,
«Бизнес-клуб»,
«Аукцион»
Позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия:
«Музей денег»
«Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников)
экскурсии в банк, рекламное агентство,
которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий. При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на:
демонстрационные (применяемые взрослыми)
раздаточные (используемые детьми)
визуальные (для зрительного восприятия)
аудиальные (для слухового восприятия)
аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия)
естественные (натуральные)
искусственные (созданные человеком)
реальные (существующие)
виртуальные (не существующие, но возможные)
и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей :
чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);
игровой (игры, игрушки);
трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.);
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).
Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие
интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка
и соответствующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи
значительно повышает эффективность изучения.
Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные
предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником
окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.
Следует учитывать, что игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.