МААМ-картинки

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом расширения этнокультурного пространства

Татьяна Крайкина
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом расширения этнокультурного пространства
▼ Скачать + Заказать документы

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом расширения этнокультурного пространства в соответствии с ФГОС

Основным принципом государственной политики в сфере образования

является защита и развитие национальных языков и культур, региональных

культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства [з- н об образовании)

Публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом расширения этнокультурного пространства» размещена в разделах

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно пространственной -развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Значимость новых подходов к моделированию предметно пространственной развивающей среды вызывает необходимость поиска путей и средств организации предметно пространственной -развивающей среды.

Знания и представления о родном крае в дошкольном возрасте усваиваются эффективное в том случае, если информация подкрепляется наглядностью-предметами быта, иллюстрациями, игрушками, фоторгафиями, которые должны быть частью окружения ребенка, побуждать его к проявлению активности и самостоятельности познания.

Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому

В доу нами должна быть разработана модель организации предметно пространственной - развивающей среды, представляющей собой систему организационных форм работы учреждения по созданию предметно- пространственной развивающей среды, этнокультурной направленности, способствующей улучшению качества образовательного процесса.

Для нашего многонационального государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру и язык своего народа. Каждому этносу необходимо передать своё многовековое наследие молодому поколению. В связи с этим формирование этнокультурной идентичности в доу приобретает особую актуальность.

Следует отметить, что в последние годы расширяются формы и средства этнокультурного образования, усиливается социокультурный аспект. Для целей воспитания привлекаются все возможные положительные факторы, влияющие на формирование личности. В этом особое место занимает дизайн развивающей предметной среды этнокультурной направленности. Именно он оказывает значительное воздействие на формирование этнокультурной идентичности, поскольку дает возможность знакомить детей с образцами этнических культур и рассматривается не только с материально-функциональной точки зрения, но и как качественное пространство культуры - пространство ценностей, идеалов, культурных образцов, символов, знаков, национальных традиций и т. д.

Народные традиции, используемые в формировании национального самосознания дошкольников, мы разделили на несколько направлений.

1. Создание атмосферы русского быта Ивановской области. Окружающие предметы, впервые воспринимаемые ребенком, должны быть связны с местным укладом. Это помогает детям с самого раннего возраста осознать, что они являются неотъемлемой частью субьэтноса Ивановской области

2. Традиционная празднично-обрядовая культура ивановской области– важная составляющая самобытной культуры. Она создает условия для передачи традиций из поколения в поколение, закладывая основы национального самосознания

3. Народный фольклор, народное искусство Ивановской области. В устном народном творчестве в полной мере отразились черты нравственные ценности, отражающие представления о добре, правде, верности, храбрости, красоте, трудолюбии.

4. народные игры Ивановской области способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, нравственные понятия.

Особенностью данной работы является создание зон, обеспечивающих соответствующие условия для физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учетом этнопедагогических традиций.

Наиболее распространенным способом создания предметно-развивающей среды с учетом этнокультурной спецификой является оформление отдельных помещений («Русская изба», «Музей краеведения», «Мини-музей», библиотека, мини галерея изобразительного искусства, экологические тропы на территории детского сада, уголки национальной культуры в группах. Уголки краеведения в методическом кабинете.

Интересной находкой педагогического коллектива учреждения стало создание неповторимой индивидуальности предметно-пространственной развивающей среды музей «Русской избы». Экспонаты были собраны благодаря старейшим жителям села, сотрудникам и родителям. Здесь проводятся занятия по приобщению к истокам культуры русского народа

Особое значение для этнокультурного развития ребенка имеет художественная литература и фольклор, которые несут в себе черты национальной традиции, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа.

С целью полифункционального использования пространства группового помещения, мы условно разделили его на 3 части:

- зону для спокойной деятельности. (В этнопедагогике основным средством воспитания детей 3-7 лет является игровая деятельность, в которой тесно переплетаются, с одной стороны, познавательные и подвижные игры, направленные на интеллектуальное и физическое развитие, а с другой - детско-взрослая совместная деятельность в форме игры по обучению хозяйственным навыкам. Это различные настольные игры.

Фольклор. В игровом уголке подобраны и изготовлены: национальная посуда, (чугунки, захваты, чапольники, рогачи, иллюстрации, фотографии, национальная одежда, предметы быта. Для сюжетно - ролевых игр и дидактических игр: «Собери узор из геометрических фигур», «Собери узор из бисера».

- зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.) : национальные виды спорта: «Городки,

- рабочую зону. Это творчество детей. Здесь находится всё необходимое для поделок декоративно - прикладного искусства, образцы росписи в произведениях которого, отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. В книжном уголке знакомимся с биографией и творчеством местных поэтов и писателей.

В «Музыкальной гостиной» подобраны аудиозаписи народных песен, музыки, (народных инструментов, записи национальных танцев и песен. В уголке природы дети знакомятся с растительным и животным миром нашего региона: это красная книга, гербарий, макеты, альбомы о животных, птицах, рыбах, насекомых, макеты экосистем.

Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.

Оснащенная таким образом предметно- пространственная развивающая среда позволяет работать со всеми детьми, с подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством различных видов деятельности ребенка, но и предоставляет возможность удовлетворить их познавательные интересы и формирование нравственно-эстетических чувств.

Предметно пространственная - развивающая среда этнокультурной направленности в дошкольном образовательном учреждении, прежде всего, должна соответствовать двум основным требованиям:

- обеспечить условия для педагогического процесса, выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции;

- создать условия для формирования личности носителя этнической культуры.

В результате проделанной работы наши воспитанники ближе познакомились с национальной культурой родного края, что способствовало воспитанию этнокультурно - ориентированной личности, формированию национального самосознания, развитию у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимание роли своей нации и этноса в мировом историческом процессе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом расширения этнокультурного пространства
Опубликовано: 9 июня 2024 в 08:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом расширения этнокультурного пространства» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Крайкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД