Татьяна Крайкина
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом расширения этнокультурного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом расширения этнокультурного пространства в соответствии с ФГОС
Основным принципом государственной политики в сфере образования
является защита и развитие национальных языков и культур, региональных
культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства [з- н об образовании)
Публикация «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом расширения этнокультурного пространства» размещена в разделах
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно пространственной -развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Значимость новых подходов к моделированию предметно пространственной развивающей среды вызывает необходимость поиска путей и средств организации предметно пространственной -развивающей среды.
Знания и представления о родном крае в дошкольном возрасте усваиваются эффективное в том случае, если информация подкрепляется наглядностью-предметами быта, иллюстрациями, игрушками, фоторгафиями, которые должны быть частью окружения ребенка, побуждать его к проявлению активности и самостоятельности познания.
Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому
В доу нами должна быть разработана модель организации предметно пространственной - развивающей среды, представляющей собой систему организационных форм работы учреждения по созданию предметно- пространственной развивающей среды, этнокультурной направленности, способствующей улучшению качества образовательного процесса.
Для нашего многонационального государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру и язык своего народа. Каждому этносу необходимо передать своё многовековое наследие молодому поколению. В связи с этим формирование этнокультурной идентичности в доу приобретает особую актуальность.
Следует отметить, что в последние годы расширяются формы и средства этнокультурного образования, усиливается социокультурный аспект. Для целей воспитания привлекаются все возможные положительные факторы, влияющие на формирование личности. В этом особое место занимает дизайн развивающей предметной среды этнокультурной направленности. Именно он оказывает значительное воздействие на формирование этнокультурной идентичности, поскольку дает возможность знакомить детей с образцами этнических культур и рассматривается не только с материально-функциональной точки зрения, но и как качественное пространство культуры - пространство ценностей, идеалов, культурных образцов, символов, знаков, национальных традиций и т. д.
Народные традиции, используемые в формировании национального самосознания дошкольников, мы разделили на несколько направлений.
1. Создание атмосферы русского быта Ивановской области. Окружающие предметы, впервые воспринимаемые ребенком, должны быть связны с местным укладом. Это помогает детям с самого раннего возраста осознать, что они являются неотъемлемой частью субьэтноса Ивановской области
2. Традиционная празднично-обрядовая культура ивановской области– важная составляющая самобытной культуры. Она создает условия для передачи традиций из поколения в поколение, закладывая основы национального самосознания
3. Народный фольклор, народное искусство Ивановской области. В устном народном творчестве в полной мере отразились черты нравственные ценности, отражающие представления о добре, правде, верности, храбрости, красоте, трудолюбии.
4. народные игры Ивановской области способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, нравственные понятия.
Особенностью данной работы является создание зон, обеспечивающих соответствующие условия для физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учетом этнопедагогических традиций.
Наиболее распространенным способом создания предметно-развивающей среды с учетом этнокультурной спецификой является оформление отдельных помещений («Русская изба», «Музей краеведения», «Мини-музей», библиотека, мини галерея изобразительного искусства, экологические тропы на территории детского сада, уголки национальной культуры в группах. Уголки краеведения в методическом кабинете.
Интересной находкой педагогического коллектива учреждения стало создание неповторимой индивидуальности предметно-пространственной развивающей среды музей «Русской избы». Экспонаты были собраны благодаря старейшим жителям села, сотрудникам и родителям. Здесь проводятся занятия по приобщению к истокам культуры русского народа
Особое значение для этнокультурного развития ребенка имеет художественная литература и фольклор, которые несут в себе черты национальной традиции, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа.
С целью полифункционального использования пространства группового помещения, мы условно разделили его на 3 части:
- зону для спокойной деятельности. (В этнопедагогике основным средством воспитания детей 3-7 лет является игровая деятельность, в которой тесно переплетаются, с одной стороны, познавательные и подвижные игры, направленные на интеллектуальное и физическое развитие, а с другой - детско-взрослая совместная деятельность в форме игры по обучению хозяйственным навыкам. Это различные настольные игры.
Фольклор. В игровом уголке подобраны и изготовлены: национальная посуда, (чугунки, захваты, чапольники, рогачи, иллюстрации, фотографии, национальная одежда, предметы быта. Для сюжетно - ролевых игр и дидактических игр: «Собери узор из геометрических фигур», «Собери узор из бисера».
- зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.) : национальные виды спорта: «Городки,
- рабочую зону. Это творчество детей. Здесь находится всё необходимое для поделок декоративно - прикладного искусства, образцы росписи в произведениях которого, отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. В книжном уголке знакомимся с биографией и творчеством местных поэтов и писателей.
В «Музыкальной гостиной» подобраны аудиозаписи народных песен, музыки, (народных инструментов, записи национальных танцев и песен. В уголке природы дети знакомятся с растительным и животным миром нашего региона: это красная книга, гербарий, макеты, альбомы о животных, птицах, рыбах, насекомых, макеты экосистем.
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.
Оснащенная таким образом предметно- пространственная развивающая среда позволяет работать со всеми детьми, с подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством различных видов деятельности ребенка, но и предоставляет возможность удовлетворить их познавательные интересы и формирование нравственно-эстетических чувств.
Предметно пространственная - развивающая среда этнокультурной направленности в дошкольном образовательном учреждении, прежде всего, должна соответствовать двум основным требованиям:
- обеспечить условия для педагогического процесса, выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции;
- создать условия для формирования личности носителя этнической культуры.
В результате проделанной работы наши воспитанники ближе познакомились с национальной культурой родного края, что способствовало воспитанию этнокультурно - ориентированной личности, формированию национального самосознания, развитию у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимание роли своей нации и этноса в мировом историческом процессе.