Неизвестный
Моделирование образовательного пространства детей дошкольного возраста через педагогическую технологию «Ситуация месяца»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование активно ведет работу по образовательным стандартам, меняются способы и средства образования детей. Принцип всей педагогической деятельности сегодня заключается в следующем тезисе.
«Современным детям современное образование». А современное образование невозможно без моделирования современной образовательной среды.
Предметно-развивающая среда, окружающая детей организованная самым наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого, воздействовать на их развитие.
Публикация «Моделирование образовательного пространства детей дошкольного возраста через педагогическую технологию „Ситуация месяца“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Моделирование и образовательное пространство – это те составляющие, которые сегодня являются важным требованием федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Концептуальным становится не проведение и не создание продукта, а исключительно ситуация с моделированием и проектированием, с тем гибким видоизменением в соответствующих условиях.
Определив понятие педагогическое моделирование и образовательное пространство, необходимо установить
«Каково же место педагога в моделировании образовательного пространства?»
Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:
1. Реализация поставленных в Образовательной программе задач психического развития;
2. Реализация регионального компонента воспитания и образования;
3. Реализации цели конкретного образовательного учреждения, интересы каждого ребенка, группы и его родителей.
Таким образом, главная роль отводится педагогу.
Педагог должен быть компетентным, уметь моделировать образовательную среду, учитывать перечисленные ранее компоненты, а также обеспечивать развитие детей в разных видах деятельности.
Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
И на данном этапе возникает вопрос: Как осуществить моделирование образовательного пространства?
Модель образовательной системы для дошкольного образования должна быть представлена в совокупности множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Создаваемая модель должна быть согласованной со средой, быть простой и схематичной, адекватной поставленной цели.
Рассматривая их в целом, мы с вами остановимся на наиболее интересных из них, которые в полной мере разрывают специфику именно нашего образовательного учреждения.
Исходя из основной цели нашего дошкольного учреждения выраженной в том, чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства, нами определены приоритеты в развитии самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста, которые ярко прослеживаются в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (п. 1.6.).
Также мы не ставим без внимания содержание, методы, средства и организационные формы образовательного процесса их эффективно и целесообразно проводить через современные педагогические технологии социализации дошкольника.
[b]Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Наталья Петровна Гришаева. [/b] Это технологии эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.
Одной из таких технологий, используемых нами в работе является
«Ситуация месяца»,
которая предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения. Технология, представленная в виде ситуации – это новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.
Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца» некоторым из вас известны.
При моделировании образовательного пространства с учетом технологии «Ситуация месяца» имеет огромное значение предварительная работа. От того насколько полно и точно будет проработано наполнение и содержание детской и вашей совместной с детьми деятельности будет и зависеть целесообразность реализуемых мероприятий.
Вся деятельность смоделирована в несколько этапов:
Подготовительный этап. Составление тематического плана, а именно перечня ситуация, проживаемых дошкольниками в течение года.
Содержании ситуаций классическое, в рамках образовательной программы по каждой возрастной группе. Однако в методах, группировке материала есть значительные новации. Весь материал даётся детям в игровой форме и подобран под проблематику ситуации.
1. Этап. Начало работы обязательно включает диагностику знаний и умений детей в начале ситуации, насыщение наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д., активизацию прошлого опыта детей в различной форме; беседы с родителями, драматизации, изобразительную деятельность.
2. Этап - создание проблемных педагогических ситуаций и разработка коллективных проектов, проведение социальных акций, использование темы ситуации в работе всех специалистов дошкольной организации.
3. Этап - самоопределение детей в процессе «Клубного часа» об этой технологии подробно вы узнаете чуть позже.
4. Этап. – заключительный праздник (развлечение, мероприятие, дающее возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца.
После проведения заключительного праздника проводится рефлексивный круг среди педагогов и специалистов, привлеченных к данной работе.
При реализации технологии «Ситуация месяца» обязательно включение максимального количества видов деятельности, включение всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, взрослых).
Воспитателю в «Ситуации месяца» отводится роль организатора. Главные действующие лица — дети и родители. Ситуация считается состоявшейся, если 70 % работы в ней сделали дети и родители.
Таким образом, ребёнок:
учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности;
формирует в рефлексиях (а рефлексивные круги проводятся ежедневно) осознанную нравственную позицию;
приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей.
У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, это связано прежде всего с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать вопросы родителям, а на следующий день обсуждает их на групповой рефлексии.
Задачей воспитателя в конце «Ситуации месяца» является фиксация состояния и знаний детей в начале и в конце «Ситуации месяца» и далее планирование дальнейшей работы по этой теме.
Учитывается работа детей, родителей, воспитателей, специалистов. Вся эта деятельность и создает смоделированное организованное образовательное пространство, которое направленно на развитие дошкольника в рамках индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
На примере нашего ДОУ, нам бы хотелось продемонстрировать некоторые «Ситуации месяца» и поделиться своими впечатлениями.
Например, дети занимаются свободной самостоятельной деятельностью и возникает проблемная педагогическая ситуация, которая является компонентом «Ситуации месяца» - «Видеообращение инженера со стройки в группу». На стройке случилась неприятность, работники стройки заболели и некому закончить строительство объекта – новый детский сад.
Дети весь месяц работают по ситуации «Стройка. Профессии на стройке»: добывают информацию о том что же такое стройка, узнают о правилах безопасности, профессиях и инструментах, значимости и важности каждой профессии на стройке посредством бесед со взрослыми, изучают энциклопедии, знакомятся с дидактическими играми, рисуют, конструируют из бумаги, лепят на эту тему, мастерят из ящиков, бумаги и картона.
Изучают различные постройки, изготавливают элементы одежды строителя для итогового мероприятия, разучивают песни про стройку и строителей, строят из строительного материала и различных видов конструкторов целые улицы и города.
На заключительном дети участвуют в празднике, во время которого попадают на виртуальную стройку, в процессе помогают найти инструменты, осваивают азы профессии, знакомятся с этапами строительства и самостоятельно строят детский сад. В заключение тематического мероприятия, каждый из воспитанников получает удостоверение строителя.
Так же нашими ситуациями месяца стали:
«Мой дом – детский сад»
«Космос. Я часть Вселенной»
«Камчатка – край вулканов»
«Моя семья – моя крепость»
«Юный турист» и другие.
В заключение хотелось ответить еще на один вопрос: «Что дает детям длительное проживание ситуации?»
повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети;
данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого;
затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность провести самоанализ своих возможностей;
в результате у детей формируются правильные психологические установки;
в процессе деятельности происходит интеграция образовательных областей в педагогическом процессе, которая позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца» и предоставляет возможность проявлять всему коллективу дошкольного образовательного учреждения инициативу и творчество.
Из всего этого следует, дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Только тщательно продуманное образовательное пространство (развивающая предметно-пространственная среда, речевая среда, педагогический коллектив и сотрудники детского сада, родители) побуждают детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.