Неизвестный
Моделирование образовательного пространства детей дошкольного возраста через педагогическую технологию «Ситуация месяца»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование активно ведет работу по образовательным стандартам, меняются способы и средства образования детей. Принцип всей педагогической деятельности сегодня заключается в следующем тезисе.
«Современным детям современное образование». А современное образование невозможно без моделирования современной образовательной среды.
Предметно-развивающая среда, окружающая детей организованная самым наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого, воздействовать на их развитие.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Ситуация. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Моделирование и образовательное пространство – это те составляющие, которые сегодня являются важным требованием федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Концептуальным становится не проведение и не создание продукта, а исключительно ситуация с моделированием и проектированием, с тем гибким видоизменением в соответствующих условиях.
Определив понятие педагогическое моделирование и образовательное пространство, необходимо установить
«Каково же место педагога в моделировании образовательного пространства?»
Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:
1. Реализация поставленных в Образовательной программе задач психического развития;
2. Реализация регионального компонента воспитания и образования;
3. Реализации цели конкретного образовательного учреждения, интересы каждого ребенка, группы и его родителей.
Таким образом, главная роль отводится педагогу.
Педагог должен быть компетентным, уметь моделировать образовательную среду, учитывать перечисленные ранее компоненты, а также обеспечивать развитие детей в разных видах деятельности.
Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
И на данном этапе возникает вопрос: Как осуществить моделирование образовательного пространства?
Модель образовательной системы для дошкольного образования должна быть представлена в совокупности множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Создаваемая модель должна быть согласованной со средой, быть простой и схематичной, адекватной поставленной цели.
Рассматривая их в целом, мы с вами остановимся на наиболее интересных из них, которые в полной мере разрывают специфику именно нашего образовательного учреждения.
Исходя из основной цели нашего дошкольного учреждения выраженной в том, чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства, нами определены приоритеты в развитии самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста, которые ярко прослеживаются в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (п. 1.6.).
Также мы не ставим без внимания содержание, методы, средства и организационные формы образовательного процесса их эффективно и целесообразно проводить через современные педагогические технологии социализации дошкольника.
[b]Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Наталья Петровна Гришаева. [/b] Это технологии эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.
Одной из таких технологий, используемых нами в работе является
«Ситуация месяца»,
которая предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения. Технология, представленная в виде ситуации – это новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.
Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца» некоторым из вас известны.
При моделировании образовательного пространства с учетом технологии «Ситуация месяца» имеет огромное значение предварительная работа. От того насколько полно и точно будет проработано наполнение и содержание детской и вашей совместной с детьми деятельности будет и зависеть целесообразность реализуемых мероприятий.
Вся деятельность смоделирована в несколько этапов:
Подготовительный этап. Составление тематического плана, а именно перечня ситуация, проживаемых дошкольниками в течение года.
Содержании ситуаций классическое, в рамках образовательной программы по каждой возрастной группе. Однако в методах, группировке материала есть значительные новации. Весь материал даётся детям в игровой форме и подобран под проблематику ситуации.
1. Этап. Начало работы обязательно включает диагностику знаний и умений детей в начале ситуации, насыщение наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д., активизацию прошлого опыта детей в различной форме; беседы с родителями, драматизации, изобразительную деятельность.
2. Этап - создание проблемных педагогических ситуаций и разработка коллективных проектов, проведение социальных акций, использование темы ситуации в работе всех специалистов дошкольной организации.
3. Этап - самоопределение детей в процессе «Клубного часа» об этой технологии подробно вы узнаете чуть позже.
4. Этап. – заключительный праздник (развлечение, мероприятие, дающее возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца.
После проведения заключительного праздника проводится рефлексивный круг среди педагогов и специалистов, привлеченных к данной работе.
При реализации технологии «Ситуация месяца» обязательно включение максимального количества видов деятельности, включение всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, взрослых).
Воспитателю в «Ситуации месяца» отводится роль организатора. Главные действующие лица — дети и родители. Ситуация считается состоявшейся, если 70 % работы в ней сделали дети и родители.
Таким образом, ребёнок:
учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности;
формирует в рефлексиях (а рефлексивные круги проводятся ежедневно) осознанную нравственную позицию;
приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей.
У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, это связано прежде всего с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать вопросы родителям, а на следующий день обсуждает их на групповой рефлексии.
Задачей воспитателя в конце «Ситуации месяца» является фиксация состояния и знаний детей в начале и в конце «Ситуации месяца» и далее планирование дальнейшей работы по этой теме.
Учитывается работа детей, родителей, воспитателей, специалистов. Вся эта деятельность и создает смоделированное организованное образовательное пространство, которое направленно на развитие дошкольника в рамках индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
На примере нашего ДОУ, нам бы хотелось продемонстрировать некоторые «Ситуации месяца» и поделиться своими впечатлениями.
Например, дети занимаются свободной самостоятельной деятельностью и возникает проблемная педагогическая ситуация, которая является компонентом «Ситуации месяца» - «Видеообращение инженера со стройки в группу». На стройке случилась неприятность, работники стройки заболели и некому закончить строительство объекта – новый детский сад.
Дети весь месяц работают по ситуации «Стройка. Профессии на стройке»: добывают информацию о том что же такое стройка, узнают о правилах безопасности, профессиях и инструментах, значимости и важности каждой профессии на стройке посредством бесед со взрослыми, изучают энциклопедии, знакомятся с дидактическими играми, рисуют, конструируют из бумаги, лепят на эту тему, мастерят из ящиков, бумаги и картона.
Изучают различные постройки, изготавливают элементы одежды строителя для итогового мероприятия, разучивают песни про стройку и строителей, строят из строительного материала и различных видов конструкторов целые улицы и города.
На заключительном дети участвуют в празднике, во время которого попадают на виртуальную стройку, в процессе помогают найти инструменты, осваивают азы профессии, знакомятся с этапами строительства и самостоятельно строят детский сад. В заключение тематического мероприятия, каждый из воспитанников получает удостоверение строителя.
Так же нашими ситуациями месяца стали:
«Мой дом – детский сад»
«Космос. Я часть Вселенной»
«Камчатка – край вулканов»
«Моя семья – моя крепость»
«Юный турист» и другие.
В заключение хотелось ответить еще на один вопрос: «Что дает детям длительное проживание ситуации?»
повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети;
данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого;
затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность провести самоанализ своих возможностей;
в результате у детей формируются правильные психологические установки;
в процессе деятельности происходит интеграция образовательных областей в педагогическом процессе, которая позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца» и предоставляет возможность проявлять всему коллективу дошкольного образовательного учреждения инициативу и творчество.
Из всего этого следует, дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Только тщательно продуманное образовательное пространство (развивающая предметно-пространственная среда, речевая среда, педагогический коллектив и сотрудники детского сада, родители) побуждают детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.