Татьяна Пулькова
Моделирование как метод формирования познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование – как метод формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.
В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущий специалист дошкольного воспитания Н. Н. Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель.
Публикация «Моделирование как метод формирования познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Моделирование — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность.
Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования
Познавательная активность является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает.
Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире.
Особое внимание уделяется развитию у детей поисково -познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Одним из наиболее перспективных методов реализации познавательной активности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное
развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое,
выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними
связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом
развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная
потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития :
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие детей с возрастом претерпевает существенные изменения. В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на исследование окружающего мира. Осуществляется переход от вопросов, обращенных к взрослому, к вопросам к самому себе.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.
По мнению Л. А. Венгера, «Моделирование - это вид знаково -символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности».
Моделирование - наглядно-практический метод обучения.
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)
Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова, конструированию (Л. А. Парамонова, для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева, представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова) и др.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.
Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т. к. условности легко воспринимаются детьми.
Основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта.
Виды моделей
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.
Прежде всего - предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
Это может быть:
• плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей;
• модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С. И. Николаева).
• модели глобуса, экосистемы.
Наглядное моделирование используется во всех видах детской
деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития
Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями.
логоритмические упражнения, модели по ознакомлению дошкольников с природой :
• модель покровительственной окраски (С. Н. Николаева)
• модель «длинных и коротких ног» (С. Н. Николаева)
• модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И. А. Хайдурова)
• модели Н. И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.
Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы и т. п., которые передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения, явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.
Добывая информацию методом наглядного моделирования, дети учатся:
• исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий, совершенствовать речевые функции.
• формировать и высказывать суждения и умозаключения.
Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание, память, мышление.
Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих
принципов обучения:
• развивающий и воспитывающий характер обучения;
• системность и последовательность;
• сознательность и самостоятельность;
• творческая активность;
• наглядность и доступность;
• сочетание коллективной и индивидуальной работы.
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
• быть простой и доступной для создания и действия с ней;
• ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
• облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов)
Этапы овладения детьми моделями.
Первый этап - предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте :
• начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;
• целесообразно вначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;
• обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
• перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным, если работу с ними построить в следующей последовательности:
• на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т. д. Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы;
• на втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнительные вопросы и задания;
• на третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаблицы самостоятельно составляет описательный рассказ.
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
Приемы моделирования в познавательном развитии дошкольников.
Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:
• замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
• использование готовых моделей (начиная со средней группы);
• построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).
Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений :
• конкретными (отображающие структуру данного объекта);
• обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);
• условно – символическими (передающими не наглядные отношения).
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение определенных требований:
• вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;
• должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
• должна быть доступна детям в повседневной жизни;
• должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;
• одновременно можно использовать модели только одного вида.
Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают строение изучаемых объектов.
Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей.