Светлана Кизилова
Модели оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей дошкольного учреждения является: - укрепление здоровья детей;- воспитание потребности в здоровом образе жизни;- воспитание всесторонне развитой личности.
Поэтому в основе мероприятий дошкольного учреждения лежат профилактические меры охраны и укрепления здоровья детей.
Под профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний путём создания всех необходимых условий для нормального роста и развития детского организма.
На создание этих условий направлены все усилия работников нашего дошкольного учреждения.
Публикация «Модели оздоровительной работы» размещена в разделах
Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни. Это:- обеспечение возрастного режима;- рациональное питание;- нормальное физическое и нервно-психическое развитие;- гигиеническое воспитание и обучение детей.
В чем заключается оздоровительная работа с детьми в нашей группе?
Прежде всего это выполнение возрастного режима, который включает в себя:
- утреннюю зарядку;
- занятия;
- прогулки;
- приём пищи;
- дневной сон;
- самостоятельную игровую деятельность детей,
и специальные мероприятия, направленные на оздоравливание детей : - физкультурные занятия;- физкультминутки;- разминки рук, пальцев, ног;- пальчиковая гимнастика;- игровые упражнения на дыхание;- психогимнастика;- релаксация;- час двигательной активности;- посещение тренажерного зала;- гимнастика после сна;- солевое закаливание;- ходьба по массажным коврикам;- массаж стопы, рук, живота;- полоскание горла солёной водой;- посещение солевой комнаты;- употребление кислородных коктейлей;- фиточай;- приём в пищу лука и чеснока, а также формирование правильной осанки детей и правильный подбор одежды по сезонам. Используем и естественные факторы закаливания: солнце, воздух.
Режим – основа формирования биоритмов в деятельности организма. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития, способствует нормальному функционированию внутренних органов.
Режим дня построен таким образом, что различные виды деятельности чередуются. Одни направлены на активную деятельность детей, другие - на умственную.
Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура, которая включает в себя гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, закаливание и массаж.
Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем, подготавливают организм ребенка к нагрузкам, которые предстоит преодолеть в процессе деятельности в течении дня.
Физкультурные занятия решают программные задачи овладения детьми навыков основных движений и способствуют укреплению мышечной системы, повышению трудоспособности и укреплению здоровья.
Формирование правильной осанки - одна из важнейших задач физического воспитания детей. Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем.
Используем физкультминутки, чтобы восстановить умственную работоспособность, повысить эмоциональный настрой, снять статические нагрузки.
Используем дыхательные упражнения по Сметанкину и Стрельниковой, чтобы привести в гармонию работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем: игровые массажи носа, ушных раковин, подошв ног по Уманской и Динейки.
Эти упражнения положительно влияют на обменные процессы, исправляют деформацию грудной клетки и позвоночника.
Чтобы предотвратить переутомляемость детей мы используем различные игровые упражнения, снимающие эмоциональное напряжение, психогимнастику, релаксацию.
Пальчиковую гимнастику применяем, чтобы сконцентрировать энергию и мысли, снять эмоциональное напряжение, беспокойство и стресс, активизировать умственную деятельность.
Гимнастику для коррекции зрения применяем с целью укрепить мышцы век, улучшить кровообращение мышц глаза, снизить утомление глаз.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Особенно полезны игры на открытом воздухе, что стимулирует активную двигательную деятельность. Дети играют в самые разнообразные игры. Среди них игры со спортивными элементами. Стремимся разумно сочетать игры с высокой двигательной активностью с более спокойными. 3 раза в неделю проводим на прогулке час двигательной активности, 1 раз в месяц – спортивные соревнования.
После обеда проводим полоскание рта солёной кипяченой водой.
Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после приёма пищи является превосходным средством, предупреждающим заболевание зубов, предупреждает ангину, разрастание миндалин и аденоидов.
Сон – жизненная потребность человека, особенно ребенка. Он возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности активного бодрствования, как охранительное или защитное торможение. Чередование бодрствования и сна является необходимым условием нормальной психической деятельности человека.
После дневного сна проводим специальные закаливающие процедуры:- гимнастика в постели;
- сомомассаж (БАТ);
- упражнения у кроваток;
- хождение по массажным дорожкам;
- дыхательную гимнастику;
В качестве средств закаливания широко используем естественные факторы: воздух, солнце, вода.
Очень важны прогулки на свежем воздухе. Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Ребенок становится бодрым и жизнерадостным.
Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года.
Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми.
При закаливании воздухом необходимо учитывать правильный подбор одежды. Одежда смягчает метереологические влияния. В жаркое время года она защищает организм от перегревания, зимой от охлаждения
В период пребывания детей в помещении (в групповой комнате, спортивном и музыкальном залах) дети находятся в облегченной одежде, которая оставляет обнаженными руки и ноги.
Очень мощным природным средством является вода, ее температура. Можно умываться прохладной водой, мыть руки до локтей, шею, лицо, обливать ступни ног. (Мы в своей практике используем солевое закаливание).
Среди всех природных факторов закаливания наиболее сильнодействующим являются солнечные лучи. При закаливании лучистой энергией солнца рассчитывают на действие ультрафиолетовых лучей. Закаливание солнцем имеет благоприятное воздействие на организм, но использовать его нужно осторожно.
В целях профилактики заболеваний 2 раза в год мы посещаем солевую комнату. Осенью и весной пьём витаминный чай из шиповника, употребляем кислородные коктейли. Регулярно посещаем тренажерный зал.
В течение осенне-весеннего периода употребляем лук и чеснок.
Немаловажную роль в оздоравливании детей имеет озеленение. В группах это уголки природы. Зелень способствует поддержанию равномерной влажности воздуха, испаряя влагу в сухую погоду и всасывая её в период дождей, смягчает движение воздуха, ослабляет яркость солнечного света, в жаркую погоду снижает температуру воздуха на 2-3 градуса, поглощает звуковые колебания, уменьшая шум.
Не меньшее значение при организации закаливания имеет соблюдение гигиенических требований воздушного и температурного режима в помещениях, где находятся дети. Поддержание чистоты воздуха в помещении достигается влажной уборкой и систематическим проветриванием.
Все перечисленные мероприятия способствуют здоровому образу жизни и всестороннему развитию детей.
Быть здоровым – это здорово!