Мария Егоркина
Модель занятия по аппликации «Народная культура. Украшение салфетки мордовским узором»
Модель занятия по художественно – творческой деятельности (аппликация)
Тема: Народная культура. «Украшение салфетки мордовским узором»
Программное содержание: Учить детей составлять композицию из готовых предметов.
Развивать чувство цвета и ритма. Познакомить и воспитывать интерес к мордовскому декоративно-прикладному искусству.
Словарная работа: орнамент.
Игровая мотивация, показ образца самостоятельная работа, индивидуальная помощь, поощрение, итог
Публикация «Модель занятия по аппликации „Народная культура, Украшение салфетки мордовским узором“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Аппликация из бумажных салфеток
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Орнамент и узоры
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Темочки
Оборудование: Квадратный лист бумаги 20*20, квадраты 3*3 см, красного цвета, клей, кисточка, салфетка.
Предварительная работа: Посетить мини-музей «Мордовскую избу».
Ход занятия:
Звучит мордовская музыка. На столе разложены предметы национальной одежды мордовского народа. На доске силуэты 2-3 салфеток, украшенных элементами мордовских узоров.
(Дети стоят в кругу.)
- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, в какой республике мы живём (В Мордовии).
- Молодцы! Правильно. А в каком городе? (Саранск)
- У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов. Ребята, давайте все вместе подойдем на нашу небольшую выставку и посмотрим, что там.
(Дети с воспитателем подходят к выставке)
- Скажите пожалуйста, ребята, что вы видите перед собой?
(Ответы детей)
- Перед нами одежда, головные уборы, лапти, предметы украшения, куклы, салфетки с элементами мордовского узора.
- В мордовском орнаменте, ребята, больше всего присутствуют какой цвет, как вы думаете? (Красный).
- Молодцы! Основные элементы узора мордовского орнамента это – квадрат, треугольник и много других.
- Панар – это рубаха, пулай – это шерстяной пояс, которым обвязывают рубаху, панго – это эрзянский женский головной убор (воспитатель показывает на макет). Это предметы национальной одежды мордовского народа.
(Дети рассматривают образцы мордовских узоров на салфетках.)
- Ребята, вы наверное, немного устали, давайте отдохнем?
Физминутка
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок,
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
- Ребята, я вам предлагаю пополнить нашу выставку салфетками. Но необычные, а с элементом мордовского орнамента. Вы согласны? (Да.)
- Итак, сегодня мы с вами будем украшать уголки и середину салфетки.
- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас уже лежат готовые заготовки (мордовский орнамент) и белая салфетка. Из вырезанных элементов составляем узор на салфетке.
-Я возьму один элемент, цветной стороной положу на клеёнку и намажу его клеем. Кисточку буду держать тремя пальцами, выше металлической части. Набрала я немного клей, а лишний клей оставлю на краю баночки, и буду намазывать белую сторону. Кисточку положу на подставочку, возьму фигуру и положу на салфетку, прижму тряпочкой, вот так. Так я буду приклеивать все фигуры.
- Сначала мы приклеиваем квадрат по центру салфетки, а треугольники по краям салфетки, вот так, как приклеиваю я.
- Когда я всё приклеила, посмотрите, какая красивая салфетка у меня получилась. Нравится? (Ответы детей)
- Ребята, скажите, что я сначала сделала? (Сначала приклеиваем квадрат по центру).
- Затем (Приклеивает треугольники по краям салфетки.)
- Молодцы! Но сначала, давайте поупражняем пальцы.
Дети выполняют упражнение для пальцев.
«Цветок».
Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)
Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (движение пальцами)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки (ладошка закрывается)
Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)
И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щеке).
- Сели прямо, спинку выпрямите, ноги вместе. По окончанию работы мы с вами наши салфетки вывесим на нашу доску. А теперь приступайте к работе.
(Самостоятельная работа детей.)
Дети под музыку приступают к заклеиванию элементов.
(По окончании аппликации салфетки вывешиваются для рассматривания на доску.)
- Молодцы! Очень красивые салфетки у вас получились. Теперь наша выставка пополнилась красивыми, аккуратными мордовскими салфетками.
- Скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей)
- Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского)
- Молодцы ребята!