Юлия Амрахова
Модель методического сопровождения речевого образования дошкольников
▼ Скачать +Заказ
1. Целевой блок
Цель методического сопровождения
1. Повышение уровня речевого развития детей на 5-10%.
2. Обеспечение дошкольникам комфортных условий развития, создания психолого – педагогической среды и речевой поддержки ребёнка.
3. Увеличение числа активных участников образовательного процесса среди родителей на 5-10%.
4. Объединение усилий взрослых (воспитателей и родителей) для успешного речевого развития каждого дошкольника.
5. Повышение психолого–педагогической культуры и воспитательной компетенции родителей
Публикация «Модель методического сопровождения речевого образования дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
6. Повышение педагогической компетенции воспитателей в области речевого образования детей дошкольного возраста до 100%.
Методологические подходы
Системный подход
Личностный подход
Деятельностный подход
Рефлексивный подход
Антропологический подход
Партнерский подход
Принципы
Гуманистический принцип
Принцип интеграции
Принцип открытости
Принцип вариативности
Принцип адресности
Принцип социального партнерства
2. Программно-содержательный блок
Образовательные об-ласти, в рамках кото-рых осуществляется речевое образование.
1. Речевое развитие.
2. Познавательное раз-витие.
3. Коммуникативное развитие
4. Физическое разви-тие в рамках интегра-ции с речевым.
5. Художественно-эстетическое интегри-рованное с речевым.
Основная образова-тельная программа дет-ского сада.
Программа воспитания и обучения в детском са-ду/Под ред. М. А. Василь-евой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Цель: создание условий и базы для верного форми-рования личности малы-ша и его разносто-роннего развития.
Парциальные программы, авторские программы
1. «Развиваем речь детей» О. С. Ушакова «Программа развития речи детей до-школьного возраста в дет-ском саду»
2. Л. Е. Журова, Н. С. Варен-цова «Обучение дошкольни-ков грамоте»
3. Авторская программа «Развитие речи дошкольни-ков через театральную дея-тельность»
Программы работы с родителями и педагогическим коллективом
Программа «Развитие речи дошкольников через взаи-модействие воспитателей и родителей по развитию речи дошкольников»
Цель программы:
Организовать совместную работу педагогов с родите-лями по развитию речи детей дошкольного возраста.
Реализация осуществляется через такие формы взаи-модействия как: экскурсии по детскому саду; дни от-крытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; кон-сультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия.
(см. Приложение)
3. Технологический блок
Формы организации методического сопровождения
1. Педсовет «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
2. Практические семинары для педагогов по вопросам развития речи дошкольников;
3. Тренинги для педагогов и родителей;
4. Участие в работе методических объедине-ний района и МДОУ.
5. Индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения
6. Мастер-классы для начинающих педагогов
Технологии
1. Технология проблемного обучения
2. Технологии активных методов обучения
3. Технология проектирования и моделирования образова-тельных ситуаций
4. Технология ролевых игр
5. Технология игровых методов: ситуационно-ролевые игры, деловые игры
6. Тренинги
7. Использование современных Интернет - технологий
4. Организационный блок
Материальные условия
1. Множительной техники (ксерокс, принтер, сканер)
2. Компьютерная база данных
3. Диагностический, наглядный мате-риал для занятий по развитию речи
4. Речевые уголки
5. Стенды и выставки для родителей в приемной
6. Зал для проведения массовых меро-приятий, праздников
Кадровые условия
В ДОУ должны быть: старший воспитатель, логопед, психолог.
Педагог, осуществляющий речевой развитие должен знать и уметь применять в своей деятельности
• психолого-педагогические условия развития речи дошкольника,
• возрастные особенности развития речи,
• формы, методы и технологии, способствующие развитию речи ребенка,
• способы обеспечения вовлечения всех детей в разные виды деятельности, способству-ющие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий,
• организацию возможностей для развития свободной игры, способствующей речевому развитию,
• организацию видов деятельности, стимулирующих речевое развитие,
• вовлечение детей в образовательный процесс, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
5. Результативно-рефлексивный блок
Критерии оценки эффективности
1. Изменение речевых навы-ков дошкольника.
2. Наличие комфортных усло-вий развития, создание рече-вой поддержки.
3. Изменение доли активных родителей во взаимодействии с ДОУ.
4. Изменение уровня профес-сиональной компетенции пе-дагогов в вопросах речевого развития.
5. Изменение уровня развития психолого–педагогической культуры и воспитательной компетенции родителей.
6. Качество взаимодействия родителей и воспитателей в речевом развитии детей.
7. Повышение профессио-нального роста педагогов в вопросах речевого развития.
Диагностические процедуры
Для педагогов:
1. Самооценка и взаимооценка профессионально-педагогической компетентности в вопросах речевого развития дошкольника.
2. Мониторинг повышения квалификации педагогов.
Для детей:
1. Бессонова Т. П. Грибова О. Е. «Дидактический материал для обследования речи детей». Москва, 1997.
2. Смирнова И. А. «Логопедический альбом для обследова-ния звукопроизношения». Наглядно-методическое пособие. Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2004.
3. Смирнова И. А. «Логопедический альбом для обследова-ния способности к чтению и письму». Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2007.
Для родителей:
1. Диагностика компетенций по речевому развитию до-школьников
2. Диагностика уровня комфортности посещения детей ДОУ
3. Диагностика уровня готовности взаимодействовать с пе-дагогами ДОУ
Результаты
1. Речевые навыки детей улучшились на 8%
2. Уровень комфортности посещения ДОУ детьми увеличился на 20%.
3. Доля активных родителей увеличилась до 12%.
4. На основе анализа результатов дея-тельности, самооценки и взаимооценки педагогов можно говорить об увеличе-нии уровня компетенции педагогов в во-просах речевого развития до 100%.
5. Увеличение уровня развития психоло-го-педагогической культуры и воспита-тельной компетенции у родителей на 15% (по результатам анкет)
6. Положительная динамика качества взаимодействия родителей и воспитате-лей в речевом развитии детей: уровень готовности взаимодействовать увеличился на 35%.
7. Регулярное повышение квалификации педагогов в вопросах речевого развития.
Приложение
Мероприятия в рамках программы
«Развитие речи дошкольников через взаимодействие
воспитателей и родителей по развитию речи дошкольников»
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Создание условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает:
• обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
• целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
• создание дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.
Мероприятия в рамках программы:
1. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тре-нингов на родительских собраниях: «Говорим правильно – нам подражают дети».
2. Семинар-практикум для воспитателей «Создание центра речевой актив-ности для детей 5-6 лет».
3. Статья для воспитателей ДОУ «Речевое развитие детей 5-и, 6-и лет».
4. Консультация для родителей «Формирование познавательно - речевого развития у дошкольников».
5. Практикум в форме совместной деловой игры детей и родителей.
Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания по-мощи в личностном становлении ребенка и в развитии познавательно – речевых способностей.
7. Педсоветы на темы «Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Развитие связной речи и интеллект дошкольников»
8. Мастер-класс для начинающих воспитателей по проведению артикуляцион-ной гимнастики, семинары-практикумы «Норма и патология ЗКР», «Учим-ся, играя».
9. Консультации:
• по ознакомлению с современными методиками и технологиями по развитию речи И. Н. Мурашковска, О. С. Ушаковой;
• по формированию связной речи и мелкой моторики рук;
• о возрастных закономерностях речевого развития;
• о профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
10. Конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки.
11. Проекты «Солнечный лучик», «Воспитание любви к книге», «Новогод-ние игрушки», «Путешествие лампочки» и др. В процессе работы над проектами одновременно с совершенствованием мастерства педагогов формируются и все стороны познавательно-речевого развития дошкольников.
12. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах рече-вого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому раз-витию ребенка в семье осуществляется через:
• оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в при-ёмных групп.
• консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние рече-вых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
• проведение конкурсов («Словотворчество»).
• индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем).
• консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (реко-мендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т. д. педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ.
• Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление прой-денного материала.
• Показ открытых занятий по развитию речи.
• Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда СОШ.
• Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.