Марина Овчинникова
Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей : дети часто и тяжело болеют. Вследствие этого, могут появляться различные нарушения их развития.
Публикация «Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в первой младшей группе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Нарушение развития у детей - это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологических, необходимых психических функций. Эти нарушения многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности.
В связи с этим, появляется необходимость профилактических мероприятий по профилактике нарушений развития, охране и укреплению здоровья детей.
Наиболее эффективным способом профилактики нарушения развития у детей раннего возраста в условиях ДОУ можно считать здоровьесберегающие технологии.
Существует целая классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса.
В процессе работы в группе раннего возраста № 5 будут применяться различные виды здоровьесберегающих технологий, наиболее подходящие для детей данной возрастной группы.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Физкультурная минутка
Подвижные и спортивные игры
Пальчиковая гимнастика
Бодрящая гимнастика
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
Гимнастика пробуждения
Релаксация
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
Утренняя гимнастика
Физкультурное занятие
Физкультурный досуг
Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
3. Коррекционные технологии.
Технология музыкального воздействия
Сказкотерапия
Артикуляционная гимнастика
Песочная терапия
Динамическая пауза (кинезеология)
4. Технология валеологического просвещения родителей, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы :
- папки-передвижки на тему «Здоровьесберегающие технологии в первой младшей группе детского сада», «Технологии сохранения и стимулирования здоровья», «Здоровье детей в детском саду»;
- консультации, рекомендации, беседы. Консультация на тему: «Музыкотерапия и сказкотерапия - технологии музыкального воздействия», «Здоровьесберегающая деятельность у ребенка дошкольного возраста», «Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте», «Ходьба по ребристым дорожкам», «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей»;
- Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;
- информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
- буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»;
- приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей).
5. Медико-профuлактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств :
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ,
Закаливания солнечными лучами и воздухом, водой, воздушные ванны; способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма.
Прогулки дают возможность достаточно двигаться.
Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены.
Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям, приучает организм к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему от переутомлений. Четкое соблюдение режимных моментов, сопровождающееся соответствующими словами, настраивает детей на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.
Привитие культурно – гигиенических навыков жизненно необходимо для полноценного развития детей. В процессе повседневной работы стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постоянно совершенствовались.
6. Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
7. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагого детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.