Ирина Пичугина
Многофункциональное пособие своими руками
▼ Скачать
Эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно организованной предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Занятия с такими детьми должны быть яркими, насыщенными материалом по теме, но не перегружающими психику ребенка. У каждого логопеда есть свои методы и приемы решения коррекционных задач. Многофункциональное настенное пособие выполнено на магнитной основе и создает возможности для успешного устранения речевого дефекта. Во время подгрупповых или индивидуальных занятий с использованием игр и упражнений стимулируется работоспособность, поддерживается интерес и внимание в течение всего занятия и главное решаются следующие задачи: - автоматизация поставленных звуков; - формирование звукослоговой структуры слова; - пополнение активного и пассивного словаря; - формирование навыков анализа предложений со зрительной опорой; - формирование речевого этикета; - развитие связной речи; - формирование навыков фонематического анализа и синтеза; - развитие пространственных представлений; - формирование навыка осознованого чтения; - развитие ручной моторики. «Домик звуков» Задачи Формирование навыков фонематического анализа и синтеза, зрительного восприятия, в том числе и буквенного образа. Развитие пространственных представлений. Развитие ручной моторики. Оборудование Домик звуков, магнитные трафаретные буквы, фишки для звукового анализа слова. 1. «Засели букву в домик» Дети дают характеристику звуку и заселяют в «квартиру», звонкие согласные – в сине-зеленые квадраты с колокольчиком, парные глухие в сине-зеленые квадраты, всегда твердые – в синие квадраты, всегда мягкие – в зеленые квадраты. 2. «Где находится буква?» Ребенок объясняет местонахождение заданной буквы в домике, активизируются предлоги (под, над, около, слева, справа). 3. На доске крепится картинка. Ребенок выполняет звуко - буквенный анализ слова. 4. «Угадай на ощупь» Предлагается, на ощупь определить какая буква в руках. «Разложи предметы по кармашкам (балконы)» Задачи Закреплять умения выделять первый звук в словах, последовательно перечислять все звуки в слове, распознавать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие. Развивать мелкую моторику. Оборудование Предметные картинки. Разложить предметные картинки по трем кармашкам (балкончики) в соответствии с местонахождением заданного звука (начало, середина, конец слова). «Лечение слов» Задачи Развитие ручной моторики, психических процессов. Оборудование Карточки букв. На магнитной доске выложены слова, в которых две буквы переставлены местами. Игровая ситуация: «На слова дул сильный ветер, буквы перепутались и заболели. Нам нужно им помочь, вылечить их, поставить все буквы на свои места». Ребенок составляет правильно слово и читает «вылеченное» слово: кааш (каша, луан (луна, мотс (мост, сонса (сосна) и т. д. «Предложение» Задачи Упражнение в составлении схемы предложения. Развитие связной речи, пространственной ориентации, ручной моторики, психических процессов. Оборудование Магнитные схемы предложения, сюжетные картинки для составления предложений. 1. Ребенок составляет предложения по сюжетной картинке, анализирует и выставляет схему предложения. 2. Ребенок слушает рассказ и составляет схемы предложений. «Что не так?» Задачи Упражнение в чтении слов. Развитие ручной моторики. Оборудование Карточки букв. На доске составлены слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (кони – кино, нос – сон, пила – липа и т. д.) или буквенным составом (слон – стон, рак – мак, дом – том и т. д.) Ребенок читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось. И другие игры: «Что лишнее?», «Сколько слогов?», «Подбери картинки на заданный звук», «Рассели животных». На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, адекватно оценивать свои успехи, успехи своих товарищей, это способствует закреплению речи и гармоничному развитию.